То, что "Зорац карер" (Караундж, "Каменное войско", как обычно переводится), расположенный в Сюникской области Армении, считается уникальнейшим в мировом значении историко-культурным памятником, ясно всем. Его называют еще "армянским Стоунхенджем" по причине определенной схожести с тем самым местом на Британских островах. Этот факт не оспаривает никто, и кажется – по логике – горячие споры могут вестись лишь с точки зрения природной сохранности этого места.
В том, что этот заповедник предков – музей под открытым небом, как и вся Армения, впрочем, – никто не сомневается. Это не оспаривается и не подлежит сомнению, как сказал на днях в интервью Sputnik Армения директор Института археологии и этнографии Национальной Академии наук Армении Павел Аветисян.
Он, а вместе с ним руководитель археологической экспедиции "Зорац карер" Ашот Пилипосян и известнейший астрофизик Ваагн Гюрзадян говорили, в принципе, об одном и том же.
Ну вот, например, Ваагн Гюрзадян говорил, что происходящее сейчас с памятником и вокруг него нельзя назвать иначе, как безобразием.
"Этот вопрос сейчас муссируется специально людьми, далекими от науки, ибо до сегодняшнего дня нет никаких достоверных свидетельств того, что это место служило астрономическим, календарным исследованиям. Вместе с тем известно, что все памятники человеческой истории – от древних мавзолеев до средневековых церквей – имели, в общем, подобное предназначение. И это никакая не мистика, это очень просто объясняется с культурно-исторической точки зрения", - говорит один из самых известных астрофизиков мира.
Все эти споры, включая совершенно непонятные споры в соцсетях о том, можно ли, или нельзя рисовать армянским последователям язычества что-то символическое на обнаженной женской груди, не имеют никакого смысла, на самом деле. Все эти баталии - то ли просто выплескивание агрессии, накопившейся в людях, то ли обычное желание повыпендриваться. Ибо, читая комментарии к сказанному Пилипосяном, Аветисяном и Гюрзадяном, становится абсолютно ясно, что лишь один из десяти таких комментаторов имеет смутное представление о том, как доехать до "Зорац карер". То есть – где это дело, вообще, находится.
Сектантская оргия или языческий ритуал у памятника в Армении? Ваградян воюет с Авагяном>>
Другое дело, что над памятником нависла угроза – угроза вмешательства современного человека. Вот это действительно опасность для уникальнейшего места на планете Земля, но этим должны заниматься профессионалы в области охраны природы (или "памятников старины", уж неважно, как они называются).
Раскопки в Караундже: что скрывает древнейшая гробница>>
А вот вопрос о том, что это за место – обсерватория или же древнее захоронение, он как раз может быть решен лишь после выяснения первого. Иначе просто нечего будет исследовать. А ведь если это место захоронений, то, как говорят ученые, это место было для элиты тех времен. Шутка ли, 16 гектаров с лишним…
А то сделали предметом обсуждения – кто и что рисует на голой женской груди. Да пусть рисует, что хочет, "Зорац карер" ведь не из-за этого под угрозой.