Арам Гарегинян, Sputnik Армения
"Зачем нам селфи? Мы так посмотрим…", - такой непривычный ответ мы услышали от отца с маленьким сыном у одной из картин в Музее современного искусства в Ереване.
Еще вчера отец ехал в переполненном автобусе вниз по проспекту Маштоца. И думал, хватит ли денег до зарплаты. А сегодня он показал сыну, что в двух шагах от постоянно спешащего проспекта есть чудо. Вдвоем они стоят у картины Минаса.
В другом углу зала две женщины указывают друг другу на картины. Звучит французская речь. Оказывается, тут есть Гарзу и Жансем, с радостью говорят они. Эти художники – истинно французские по духу и армянские по крови.
А в Национальной картинной галерее, тоже неожиданно, можно найти бретонские пейзажи Фаноса Терлемезяна. С одинаковой преданностью искусству писал он и нехитрые дома бретонцев у берега Атлантики, и свое родное озеро Ван. Здесь он побывал всего за год до 1915-го.
У таких "задумчивых" картин долго не задерживаются. Посетителей тянет туда, где много красок и необычных фигур. Эти картины тоже совсем не простые, рисовали их талантливые мастера. Но для детей, да и ребят постарше, главное – одно: эти картины красочные. Рядом с такими стоит сделать то самое "селфи".
Вот большая семья фотографирует детей у большой картины Айвазовского. В полхолста разлилось море. А на берегу, с корабля на берег сходит человек с выражением любопытства на лице. Ребятам хочется сняться на фоне моря. Его ведь тут много.
"А вы знаете, кто на картине?" - спрашивает работник музея.
"Да нет", - отвечают дети.
Оказывается, это Джордж Байрон.
Католикоса Хримяна Айрика узнают больше. Его на знаменитом портрете работы Вардгеса Суренянца рассматривают издалека.
В музее Мартироса Сарьяна спешат рассмотреть его панно "Армения" и необычные автопортреты. На одном он молодой, в необычных излучинах ярких мазков – красных, синих, желтых… А на картине "Три возраста" он молодой, зрелый и пожилой. У этих картин подолгу останавливаются. И проходят мимо других, поменьше и, на первый взгляд, попроще.
Тут же – новинка. Известная картина военного времени, где художник изобразил жену Лусик, в зеркале – себя, а впереди – фотографию сына.
Для нее сегодня представили 3D-программу дополненной реальности. Если навести телефон на картину, письмо от сына раскроется, а голос за кадром начнет его читать.
Такой проект дополненной реальности армянская компания Arloopa представила и к другой картине, в музее Аветика Исаакяна.
В одном из залов музея Сарьяна высоко вывешены портреты Анны Ахматовой и Джона Стейнбека. Сюда приходят зрители постарше – те, кто учился и читал в советское время, стоял за книгами в очередях и дарил их.
Но вернемся в Национальную картинную галерею: на первых этажах посетителей меньше. А здесь – копии средневековых росписей из армянских храмов. Нет ни цветов, ни гор, ни красавиц. Есть лица с любящими глазами… Мимо них спешат дальше, на верхние этажи.
Больше всего простаивают у картин Айвазовского. Их встречает и провожает строгий император Август – работа итальянского скульптора.
"Здесь нельзя снимать!", - строго говорят нам...
Нет, это не император. Это усталый музейный работник. Дело уже идет к ночи, а зарплату (и без того скромную) за сверхурочные часы им не прибавят. И в залах от многолюдья становится душно. А они все так же приветливо встречают бесконечных посетителей.
"Наконец-то люди приходят в музей. Всегда бы так", - говорят они.
К их словам присоединяемся и мы, приглашая ереванцев и гостей столицы посетить чудесные музеи столицы.