ЕРЕВАН, 20 мая — Sputnik. В Ереване сотни людей пришли к мемориалу Цицернакаберд, чтобы отдать дань памяти невинных жертв геноцида понтийских греков в Османской империи. По разным оценкам, в Понте погибло около 350 тысяч греков, а в остальной Малой Азии (на Ионийском побережье, в Восточной Фракии, Каппадокии) — еще несколько сотен тысяч.
К вечному огню 19 мая пришли не только греки со всех концов Армении и из-за рубежа, езиды и ассирийцы, но и "самые обыкновенные" армяне. Для чего им это нужно?
Память жива, пока ее разделяют. Это хорошо понимают народы, пережившие первую мировую войну в Османской Турции.
Закат муравьев
Когда книги Завена Биберяна стали переводить на турецкий, они сразу вызвали живой интерес. Биберян писал о Стамбуле 30-х и 40-х – а как раз этот в турецкой литературе хорошо описан не был.
Известность получил его большой роман, вышедший сразу после смерти писателя в 1984-м. Биберян рассказывает о христианах Стамбула, которые силятся забыть прошлое и живут без будущего. Название у книги горькое и острое – "Закат муравьев".
"Мы просто не должны ассимилироваться": как сберечь ассирийское меньшинство в Армении>>
Биберян прекрасно знал, о чем писал. В Стамбуле (Константинополе) он родился и прожил почти всю жизнь. Знал он и то, что произойдет, скажи он открыто хоть полслова. Поэтому сторонние читатели, например, турецкие цензоры, владевшие западноармянским, видели здесь историю о "потерянном человеке". Печальную, но для властей вполне "безобидную". А для "своих" эта книга была отчаянным напоминанием – о том, что случается, когда у человека "распадается" память.
Не пошатнешь
"А помните, как в Иерусалиме подрались священники – армяне и греки? Лет десять назад", — спрашивает меня в Цицернакаберде один из пришедших. И спрашивает: "А вы знаете, где больше всего об этом писали и говорили"?
Интересно, к чему это он... "В Армении, наверное", - отвечаю я.
"Вовсе нет. В Турции. Прекрасная для них была новость! Оказывается, с нами не надо бороться. Мы сами друг с другом передеремся"...
Только и это, как видно, больше не срабатывает. Венки, возложенные к Вечному огню, были не только от греческого посольства и Союза греческих общин Армении, но и от армянских организаций и политических партий.
В тот же день, 19 мая, в Музее-институте Геноцида армян был впервые показан фильм о геноциде понтийских греков "Понт. Большие времена". Здесь собрали и комментарии историков, и воспоминания очевидцев. Еще живы те, кто в раннем детстве увидел и пережил все это. Сейчас они глубокие старики, но их слова – не только о прошлом, но и о будущем.
"Мою ты землю не пошатнешь, и хижину мою. Не ты ее построил. И мой очаг, которого огонь тебе завиден". Эти слова гетевского Прометея продолжают и продолжат звучать, даже когда последние свидетели Геноцида уйдут от нас.
Новый взгляд
Сейчас армянские исследователи Геноцида все чаще задумываются о судьбе других народов, пострадавших в Турции. Ведь история греков, ассирийцев и езидов опровергает всю официальную "теорию" нынешней Турции - о том, что армян-изменников приходилось выселять как "пятую колонну" царской России. Это подчеркнул историк Геворг Варданян, выступивший в Музее-институте Геноцида перед просмотром фильма.
"Требовали выдать армян, но наши не сдали" - истории народов, переживших "ататюрков">>
Ведь как же тогда объяснить истребление езидов, ассирийцев и греков? Причем уже после окончания Первой мировой войны, и когда новая, Советская Россия перестала быть врагом Турции. Более того - как объяснить погромы в Стамбуле в сентябре 1955 года? Ведь тогда и Греция, и Турция были союзниками по НАТО.
Именно поэтому армянские историки Геноцида все пристальнее вглядываются в историю народов-собратьев. Этой же теме посвящена книга Геворга Варданяна, "Греческое население в Османской империи и Малоазийская катастрофа. 1914-1923 гг".
Эта книга хранится в фондах Музея-института Геноцида, вместе с другими материалами о Геноциде греков, об их имуществе до войны (4 из 5 крупнейших банков Трапезунда были полностью в руках греков), а также о символах веры, традиционной одежде, ювелирном искусстве этого народа.
Напомним, Кипр и Греция стали одними из первых стран, признавших Геноцид армян. Парламент Кипра принял резолюцию об этом в 1982-м, Греции – в 1996-м. А парламент Армении признал Геноцид греков и ассирийцев.
Криптоармяне Турции— мощный козырь: политик рассказал, как Армении им воспользоваться>>