Арменуи Мхоян, Sputnik Армения
Российский фотограф Юрий Павлов был в числе первых, поспешивших в Армению в 1988 году, когда пришла весть о страшном Спитакском землетрясении.
"Мне было 30 лет, когда я узнал, что произошло страшное землетрясение. Не могу объяснить, что именно подвигло на этот шаг, но я сразу же захотел поехать в Армению. Я жил в Калининграде, друзья предложили отправиться в Ереван из Минска на самолете. Из аэропорта "Звартноц" рано утром на автобусе отправился в Ленинакан. Было впечатление, будто в городе военное положение. Когда доехал до бывшей площади Ленина, передо мной предстала шокирующая картина", — вспоминает фотограф.
Зная, что город в руинах и найти ночлег будет трудно, Павлов, помимо пленок и фотоаппарата, прихватил с собой спальный мешок. Однако случай свел его с одним очень гостеприимным человеком, который жил в собственном доме. Он толком и по-русски не говорил, вспоминает Павлов, но на улице остаться не позволил.
Без жены, с беременной невесткой и напуганной дочерью: как Саакяны оказались на улице>>
"Я фотографировал для себя. Тогда чисто случайно встретил одного из моих знакомых в Ленинакане. Потом начал помогать людям, доставать их родных из-под завалин. Но одна из сцен была слишком ужасной, понял, что больше не могу этого делать, и только фотографировал", — рассказывает фотограф.
Вопреки окружающей его катастрофе, Ленинакан запомнился Павлову не только развалинами и ужасающей человеческой трагедией – некоторые эпизоды олицетворяли саму жизнь.
Фотограф говорит, что самый вкусный кофе в своей жизни попробовал именно здесь.
Ведь пилоты не умирают, они улетают в небо... 30 лет подвигу сербских летчиков в Армении>>
"Фотографировал одно жилое здание, под развалинами которого люди искали тела своих родственников. Кто-то заметил, что я долгое время молча фотографирую, и женщины предложили мне кофе. Такого вкусного я не пил за всю жизнь. Восхищен и аккуратным одеянием гюмрийских женщин, и их сдержанным поведением во всей этой суматохе", — делится Павлов воспоминаниями.
Признается, что те дни многое изменили в его жизни. После Ленинакана Павлов буквально возненавидел документалистику, предпочитая оставлять печальные факты в прошлом.
"Я пробыл в городе четыре дня, и когда уезжал, меня обуревали тяжелые и грустные мысли: постоянно думал о тех, кто остался в городе и о том, как они будут жить дальше".
Юрий Павлов рассказывает, что у него было сильное желание вернуться в Ленинакан (ныне Гюмри). И вот, спустя 23 года после катастрофы, он вернулся. Вообще, причин для визита в Армению предостаточно. Супруга Юрия Павлова - армянка, корнями из Ширакской области, и это хороший повод приезжать регулярно.
А тогда Юрий Павлов с друзьями организовали в Калининграде, через год после трагедии, выставку фотографий, передав всю выручку двум семьям, пострадавшим от стихийного бедствия.
Позже были организованы еще две выставки — к 20-летию и 25-летию Спитакского землетрясения. На 30-ю годовщину, 6 и 7 декабря 2018 года, 20 армянских фотографов приняли участие в акции Благодарности, фотографируя современный Гюмри.
Пропавший в Спитаке ребенок и красные сапожки – в семье Минасянов у каждого своя боль>>
На основе этих снимков была организована уникальная выставка, показывающая жизнь города через 30 лет после ужасного землетрясения.
Она посвящена всем тем фотографам, которые снимали Ленинакан в тот ужасный декабрь 1988 года. Среди них — Игорь Гаврилов, Юрий Рост, Александр Гущин, Александр Гращенков, Георгий Пинхасов, Владимир Сварцевич и многие другие.
Кстати, все желающие могут ознакомиться с представленной экспозицией в "Галерее сестер Асламазян", с 28 по 30 мая.