ЕРЕВАН, 1 июн — Sputnik, Ашот Сафарян. В Армении в последние месяцы создаются новые партии, которые стремятся заполнить возникший, по их мнению, оппозиционный вакуум.
Никол Пашинян анонсировал начало "второго и самого важного" этапа революции>>
Хотя рейтинг действующей власти по-прежнему велик, тем не менее есть недовольные ее действиями слои общества. На эти недовольные голоса и пытаются опереться новоиспеченные партии. Несколько недель назад свой первый съезд провела партия "Одна Армения", которая позиционирует себя в качестве центристской силы. Буквально несколько дней назад известная в социальных сетях группа "Адеквад" объявила о создании одноименной партии.
Параллельно оппозиционный "пирог" пытается отхватить традиционная армянская партия – АРФ "Дашнакцутюн". На недавнем своем митинге партия показала властям "желтую карточку", призвав "опомниться". Какие есть у этих сил шансы на восхождение к политическому Олимпу, мы попытались разобраться с помощью политтехнолога Армена Бадаляна.
В интервью Sputnik Армения он напомнил, что еще в 90-ые гг. прошлого века в Армении были созданы десятки партий, которые считались таковыми лишь формально. По сути это были партии одного человека, лидера. Остальных членов общество и не знало. Впоследствии Минюст "просеивал" регистр, так как многие партии фактически переставали существовать. Как считает эксперт, создание партии как таковой является сложным и рутинным процессом.
"У нас партий в классическом смысле этого слова практически нет. Под это понятие может подпасть разве что только "Дашнакцутюн", которая худо-бедно сохраняет основные атрибуты партийности. Остальные – это группа людей, сплоченных вокруг одного лидера. Опыт последних 30 лет показывает, что когда политическая конъюнктура меняется, эти партии фактически распадаются. Так было с "Армянским общенациональным движением", так было с Республиканской партией Армении, с партией "Оринац Еркир и т.д.", - говорит Бадалян.
РПА намерена продолжить политическую борьбу - бывшая партия власти выступила с заявлением>>
Сейчас с изменением обстановки в Армении, многие молодые люди хотят "попытать счастья" и найти свое место под политическим солнцем. Но они идут по проторенной дорожке, действуя так, как действовали их предшественники в 90-х.
"Объявляется о создании партии, проводится съезд, но потом мы видим только пресс-конференции лидеров партий, иной деятельности с их стороны не наблюдается. В итоге партии существуют только на бумаге", - говорит Бадалян.
Что касается АРФД, то она сейчас пытается провести "ребрендинг", учитывая, что долгие годы она ассоциировалась с правящей тогда Республиканской партией, со всеми вытекающими отсюда репутационными последствиями.
Создание реальной партийной системы в Армении невозможно без появления среднего класса в классическом смысле этого слова. Основная опора партий в любой развитой стране – это малый и средний бизнес. В Армении же партии финансируются из одного центра или одним человеком, что и делает становление конкурентной политической среды невозможным.
Как только МСБ будет составлять хребет армянской экономики, тогда и можно будет говорить о становлении политической, партийной системы, считает Бадалян. Нужно также внести некоторые законодательные изменения, которые будут способствовать внутрипартийной демократии. За исключением той же АРФД, остальные партии сегодня построены по "вертикали власти", при которой решения принимаются одним человеком.