Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Пять европейских стран - Молдова, Румыния, Венгрия, Грузия и Украина, для которых газ на производственные нужды не интересен, советуют развитой Европе, что дорогой газ из США лучше российского дешевого. Но симптоматично другое. Что экспертов для доклада набирали в странах, которым, по большому счету, с экономической точки зрения глобальные газовые поставки в Европу – до лампочки. Нет, ну бывает порой зимой холодно и в Грузии с Румынией.
Однако объемы потребляемого газа в этих пяти странах ограничиваются прежде всего бытовыми потребностями в жилом секторе. Ну нет у них ни серьезной экономики, ни производства автомобилей или самолетов с поездами. Имеющийся же (по сравнению с развитыми европейскими странами) мизер не заслуживает особого внимания.
Во всяком случае с объемами газа, который необходим технически и экономически высокоразвитым европейским странам (такими, как Германия или Франция), не сравнишь. И как так получается, что авторитетные эксперты именно из Молдовы и Венгрии будут давать оценки рискам поставок в Европу дешевого российского газа, не совсем понятно. Об Украине даже говорить не приходится – ее отношение известно.
Украинцы предпочитают получать нехилые суммы за транзит российского газа в Европу, ничего не предпринимая и не производя. Весьма удобно, поскольку страна имеет свою долю в газе. Который, кстати, продает своим гражданам по весьма высоким ценам. Правда, при этом жиреют украинские олигархи … Но это отдельная история, к поставкам российского газа в Европу отношения не имеющая никакого.
А на международных политических подмостках подобная позиция изначально предполагает, что обе стороны – и поставщик, и потребитель – будут относиться к стране-транзитеру с повышенным вниманием. Особенно если речь идет об Украине, в которой, мягко говоря, не самый высокий рейтинг надежности и стабильности в вопросе тщательного соблюдения договоренностей. Потому и понятно, с какой злостью будет драться Украина за то, чтобы вдруг, не дай Бог, не заработал бы тот самый приснопамятный газопровод "Северный поток-2" по дну Балтийского моря.
Германия меняет свои энергетические приоритеты, и цена в этом случае имеет значение
Зато для той же экономически развитой, имеющей высокотехнологическое производство Германии поставки дешевого российского природного газа сегодня необходимы, как воздух. Ведь после катастрофы атомной электростанции Фукусима немцы окончательно решили отказаться от ядерных технологий в энергетике. Половину имеющихся АЭС они уже закрыли. Последняя же, как планируется, будет отключена в 2022 году. Кроме того, Германия в своей энергетике решила отказаться и от угля (равно как и от дизельных двигателей).
То есть уже понятно, что развивать в стране будут исключительно газовый сегмент потребления. А Германия – это вам не восточноевропейские страны. У немцев экономика и промышленность на подъеме, на взлете. И при таких объемах потребления каждая копейка (вернее, евроцент) в цене за поставляемый извне в страну кубометр энергоносителя имеет решающую цену. И российское голубое природное топливо, которое стоит на порядок ниже, чем поставляемый из-за Атлантики американский сжиженный сланцевый газ, конечно же предпочтительнее.
Кроме того, когда наконец-то заработает "Северный поток-2", Германия сможет стать газовым хабом для всей остальной Европы. И платить за транзит придется не такую большую сумму, которая выплачиваются Украине. Ведь большой сухопутный путь, который проходит голубое природное топливо по украинской территории, обходится потребителю (именно потребителю, ибо поставщик закладывает стоимость транзита в цену газа) в солидную копейку. Германии же за транзит нужно будет платить меньше (европейские расстояния то вовсе не такие, как из конца в конец огромной Украины). Да и большая часть дороги газопровода будет проходить по дну Балтийского моря.
Словом, для немцев – сплошная выгода. Вот и готовы биться они на дипломатической и политической арене за реализацию проекта газопровода "Северный поток-2" со своими заокеанскими союзниками. Даже премьер-министр Германии Меркель готова идти на заочное обострение взаимоотношений со своим визави Трампом ради этого проекта, столь необходимого для развитой, высокотехнологичной Германии. "…Нужно делать ставку на такой энергоноситель, как газ… Поэтому я всегда выступала за то, чтобы наряду с транзитом газа через Украину мог быть построен трубопровод "Северный поток – 2", - заявила она, выступая на конференции "День германской промышленности".
Американцы стараются свою корысть не афишировать
Подобное достаточно категоричное заявление немецкого канцлера ну никак не может восхитить и воодушевить заокеанского союзника США, который прилагает максимум усилий, чтобы проект "Северный поток – 2" не был реализован. Причем вашингтонские высокопоставленные дипломаты идут буквально на все, лишь бы сорвать процесс строительства. Американские конгрессмены придумали санкции в целых пять этапов, направленные против тех европейских фирм и организаций, которые будут участвовать в процессе строительства "Северного потока – 2".
И изощряются как могут, пугая бедную старушку Европу усилением влияния России, если та вдруг начнет продавать европейцам свой природный газ. Можно подумать, до сих пор у русских газ не покупали, хотя на самом деле всегда около половины европейского газа было именно российского происхождения. Просто до сих пор этот газ проходил еще и через территорию Украины. И часть цены, которую платили европейцы за российский газ, оседала именно в карманах тамошних бизнес- структур.
Вашингтон представляет дело так, что "Северный поток – 2" - это идеологически-политический проект, направленный на усиление влияния России на Европу. При этом свой корыстный интерес, связанный с поставками (через океан, танкерами) дорогого сланцевого газа американцы стараются не афишировать. Поэтому призвали к себе в качестве союзников именно восточно-европейские страны, которыми Соединенным Штатам легко манипулировать. Именно они и будут основным инструментом в руке американцев в борьбе с реализацией проекта "Северный поток – 2".
А что, им то не так уж и важна каждая копейка в цене за природный энергоноситель. Не так уж и много они тратят сами по себе – в основном всего лишь на бытовые расходы. Это, действительно, не немецкие "Мерседесы" или французские "Эйрбасы" производить. В серьезной промышленности тридцать процентов в цене за поставляемый газ (именно настолько разнятся цены на российский природный и американский сжиженный энергоноситель) могут стать судьбоносными на международном потребительском рынке, где европейские производители уже наступают на пятки своим заокеанским союзникам.