"Прекрасное" далёко совсем близко: как и чем Интернет угрожает Армении

© Photo : Unsplash / Sean DoГеймер
Геймер - Sputnik Армения
Подписаться
Возможно ли "восстание машин" в Армении и может ли трехмерный виртуальный мир стать причиной эпидемии психических расстройств? Разбираемся в потенциальных угрозах информационных технологий недалекого будущего.

В 90-е персональные компьютеры породили всевозможные общественные фобии, связанные с вредом для здоровья. Люди ставили кактусы у мониторов, выходили на свежий воздух или делали упражнения каждые 2 часа, покупали ортопедические кресла и старались следить за осанкой. Интернет был медленным, так что и работа в основном шла в режиме оффлайн. Уже тогда было понятно, что человеку за компьютером порой сложно регулировать время, которое он ему уделяет. Однако всего через несколько лет мобильность девайсов и доступный Интернет породили целый ряд других проблем — от малоподвижности человека до информационной перегрузки, приводящей к эмоциональному выгоранию.

Ноутбук за ограждением - Sputnik Армения
"Интернет-раскол" отцов и детей, или почему армянские родители беспокоятся "неправильно"

Совсем скоро наступит третий этап этой эволюции — стадия перехода Интернета из двумерного пространства в трехмерную виртуальную реальность. Пока ещё гибридный примитивный пример тому – браузер Firefox Reality, разрабатываемый для программы SteamVR.

То есть "бродить" по сайтам можно будет уже в буквальном смысле, и если даже сейчас люди, занятые бесполезным прокручиванием новостных лент в соцсетях забывают о еде, питье и сне, что уж говорить о времени, когда они начнут "прогуливаться" по профилям своих друзей и оценивать их дизайн и архитектуру.

Чтобы понять, насколько серьезными могут быть последствия, стоит напомнить, что в Армении люди проводят в соцсетях в среднем от 4 до 8 часов в день, то есть около половины бодрствующего времени. Так называемая интернет-зависимость была описана ещё в 1995 году и впоследствии в виде различных модификаций включена в списки различных изданий, классифицирующих психические заболевания. Несмотря на это, критерии, предлагаемые психологами, порой весьма спорные. Таковым является, например, "использование Интернета как средства для регулирования настроения". Замените слово "Интернет" на, скажем, "садоводство" и психическое здоровье дачников тоже можно подвергнуть сомнениям.

Такая же история получилась, когда совсем недавно Всемирная организация здравоохранения включила игровую зависимость в список психических заболеваний, что вызвало гнев любителей компьютерных игр по всему миру. Согласно ВОЗ, человек, проводящий слишком много времени за видеоиграми и жертвующий социальной жизнью в пользу последних является психически нездоровым человеком.

Причина гнева геймеров ясна: во-первых, по этому критерию психически больными становятся практически все киберспортсмены, которые играми зарабатывают на жизнь, во-вторых, почему не считают психически нездоровыми, скажем, книжных червей, которые предпочитают чтение социальному взаимодействию?

Армянские киберспортсмены из России и Канады лидируют на крупнейшем турнире по Dota 2>>

Тем не менее, изменения в психике людей, связанные с развитием новых технологий есть, и они приводят к довольно серьезным последствиям. Так, например, во многих азиатских странах зафиксированы десятки случаев, когда люди умирали от истощения организма в результате нескольких суток, проведенных за компьютерами без сна и еды. Конечно, такое невозможно в случае с абсолютно психически здоровым человеком, однако это ясно показывает, что современные технологии могут негативно влиять на людей, у которых есть определенные расстройства.

Пользователь у компьютера - Sputnik Армения
Рунет по китайской модели или безопасность? Госдума приняла закон о "суверенном интернете"

Можно было бы связать это явление с сугубо азиатскими странами по причине различия менталитетов, ведь в Японии даже есть термин "кароси" для обозначения внезапной смерти от переутомления во время работы, однако подобные случаи были зафиксированы и в России, и в США, и во многих других западных странах.

В Армении пока что подобного не наблюдалось, однако вспомним про 8 часов в социальных сетях, и станет ясно, что, к сожалению, это лишь вопрос времени. Одними из потенциальных "пожирателей" времени могут стать чат-боты. Уже сейчас злоумышленники используют их для сбора информации и последующего вымогания денег у людей, которые слишком поздно догадываются, что общались с искусственным интеллектом.

Армяне в киберспорте, или Виртуальная жестокость как реальный способ заработать — дайджест>>

А теперь представьте соцсеть, которую создали исключительно для виртуального общения с подобными ботами. Огромное количество одиноких людей станут осознанно тратить время на общение с виртуальными личностями, которые будут максимально близки к их идеалу. Бот может поддерживать беседу бесконечно, однако человеку необходимы сон и еда, и, если каким-то образом эмоциональное вовлечение человека будет настолько сильным, что у него сформируется состояние сродни влюбленности, то это уже не десятки случаев смерти от истощения, а целые эпидемии.

Гранд-финал Открытого кубка мэра Москвы по киберспорту (12 августа 2018). Москвa - Sputnik Армения
Теракты и видеоигры: что на самом деле толкает подростков на массовые убийства

Напомним, что всё это может стать реальностью в ближайшие несколько лет. Чат-боты не разумны, все они работают при помощи подражания человеку, несмотря на то, что подражание это порой бывает пугающе реалистичным.

Так что говорить об искусственном разуме пока рано, однако разработки в сфере ИТ массово используют искусственные нейронные сети, которые можно считать "нервными конечностями" искусственного разума. Искусственным интеллектом регулируется трафик в рядах стран, ему доверяют работу на заводах и в больницах, он является основным компонентом "умных" домов.

Однако опасаться "восстания машин" на этой стадии развития не стоит. Есть гораздо более правдоподобный сценарий, когда чрезмерное использование искусственного интеллекта может стать причиной глобальной катастрофы не в результате самоосознания искусственного разума, а вследствие какого-либо сбоя в процессе "общения" одной нейронной сети с другой.

Например, те же сети, регулирующие трафик в больших городах, дают сбой при "общении" с ИИ автопилотируемых машин, и в результате город погружается в полнейший хаос. Звучит как сценарий научно-фантастического фильма, однако подобные разработки будут применены уже в этом десятилетии.

Работа со смартфоном - Sputnik Армения
Страшилки про "Momo" вместо Йети: почему родителям в Армении не стоит паниковать

Другой печальный сценарий – использование возможностей искусственного интеллекта злоумышленниками. В феврале этого года компания OpenAI, финансируемая Илоном Маском, отказалась выпускать свой текстовый генератор именно по этой причине. Нейронная сеть с машинным обучением в этой программе пишет новостные истории и литературные работы, так что не трудно догадаться, что его станут использовать как для создания огромного количества фейковых новостей со скоростью, неподвластной человеческому разуму, так и для сбора данных у пользователей соцсетей при помощи фейк-аккаунтов.

Но не все компании придерживаются таких высоких этических стандартов: создатели искусственного интеллекта GROVER собираются в скором времени выпустить программу, имеющую аналогичные OpenAI функции, и даже утверждают, что GROVER не только не станет оружием в руках пропаганды с фейковыми новостями, но и поможет бороться с ними.

К разработчикам GROVER присоединились и другие компании, так что вероятно уже через год Интернет могут наполнить новые виды фейковых новостей, рекламных ботов и прочего цифрового мусора. В этом случае очевидными становятся два прогноза: общество либо станет тратить ещё больше времени в Интернете, общаясь с роботами или пытаясь найти правдивую информацию, либо глобальная сеть станет слишком недружелюбной для большей части потребителей, в результате чего начнется массовый отток пользователей.

Это не казино: как выживают армянские геймеры, когда их спорт за спорт не считают>>

И, если смотреть на тенденции, которые происходили за последние два десятилетия, правдоподобен, скорее, первый вариант. О низком уровне медиаграмотности в Армении говорилось не раз, понятно, что, в этих условиях, если не предпринимать мер, наше общество окажется наиболее уязвимым перед новыми угрозами, будь то фейки, оперируемые ботами, да ещё и в виртуальной реальности, или массовая дезинформация при помощи искусственного интеллекта.

 

Лента новостей
0