Андрей Манучаров родился 7 июня 1917 года. Отец его, Арсен Манучаров – прямой потомок обрусевшего армянского рода из дворян, самым, пожалуй, известным представителем которого был Иван Львович Манучаров, народоволец, много лет отсидевший в Шлиссельбурге, а затем вообще сосланный на поселение на Сахалин.
Семья жила первое время в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, затем переехала в Москву, где в 1934 году Андрей Манучаров окончил рабфак и сразу поступил в Московский авиационный институт. МАИ всегда был вузом для самозабвенных, бредящих самолетами и самолетостроением, и случайные люди, даже если и оказывались там в школярах, отсеивались быстро. Андрей Арсенович окончил МАИ за три года, параллельно пройдя летное обучение в аэроклубе при институте и остался там же работать летчиком-инструктором.
В войну, из-за недостатка летного опыта, он поначалу был определен техником по авиационному вооружению – к полетам пока не допускали. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии в составе Западного фронта, потом стал инженером эскадрильи авиаполка и, ближе к концу Великой Отечественной, летчиком-инструктором по истребителям.
"Хопан" и Хаммельбургский концлагерь: как Алавердян двумя ударами послал немца в нокаут>>
Андрей Манучаров испытывал в дальнейшем различные модели самолетов ЯК, ТУ, МиГ и Су, в том числе и новейшие разработки, подчас настолько усложненные, что в них в то время, кроме непосредственных создателей, мало кто мог разобраться.
Пробовали, в том числе, и опаснейшие "трюки" - "слепой" заход на посадку, например. Дело в том, что в то время летчики умели более или менее точно выйти на взлетно-посадочную полосу (ВВП) по направлению, но на борту у них не было никакой информации об отклонении от нормального угла снижения.
Летчик-испытатель, Герой СССР, генерал-лейтенант авиации Степан Микоян писал в своих воспоминаниях:
"Уделяя все внимание заходу по курсу, летчик может незаметно снизиться еще до подхода к ВПП. Бывали случаи, когда при этом цепляли землю, как правило, с тяжелым исходом. А ночью такая ошибка возможна даже и при хорошей погоде. Летчик смотрит вперед на освещенную прожекторами посадочную полосу, не видя поверхности земли под собой, при этом ему всегда кажется, что траектория круче, чем на самом деле.
В Ахтубинске однажды при ночных полетах, когда я рулил после посадки в обратную сторону по рулежной дорожке, я увидел по бортовым огням заходившего на посадку самолета, что он снизился почти до земли еще за ближней приводной радиостанцией, расположенной в одном километре от начала ВПП. Я сразу передал по радио: "Кто на посадочной прямой – не снижайся! Набери высоту!" Самолет выправился, подобрал высоту и затем благополучно сел. Летчиком оказался Андрей Арсенович Манучаров. С тех пор, вспоминая это, он говорил, что я спас ему жизнь".
"Ахтунг! В воздухе Нельсон Степанян!": как орел из Карабаха наводил ужас на фашистов>>
Из Вооруженных Сил Андрей Манучаров уволился в 1975 году – по возрасту, да и здоровье было уже не то. Он переключился на космос, много поработал над уникальным проектом "Энергия"-"Буран", руководя, совместно с коллегами, включая того же Степана Микояна, созданием и пусками двух крупных моделей.
А проект действительно был уникальным, опередившим время настолько, что даже сейчас, через сорок с лишним лет с начала разработок, специалисты многому удивляются, открывая его новые возможности. Сейчас только теоретически, к великому сожалению.
Сам "Буран" в ноябре 1988 года отправился в свой первый и последний полет со специально построенного для этого аэродрома на Байконуре. Полет на околоземной орбите продлился почти три с половиной часа, и два витка вокруг планеты не обошлись без ЧП – испытание это корабль выдержал с честью, более того, не без выгоды для своих создателей.
Заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России Николай Петросян вспоминал, что, по непонятным тогда причинам, "Буран" вдруг резко сманеврировал на высоте около 11 километров: корабль сделал плавную петлю на 180 градусов – позже выяснилось, что, получив предупреждение о штормовом ветре на поверхности земли, автоматика решила дополнительно погасить скорость и повести корабль на посадку по наиболее безопасной траектории.
Можно представить волнение тех, кто был на Байконуре – связь с "Бураном" прервалась, в ЦУП-е даже прозвучали призывы включить систему самоуничтожения корабля: она была предусмотрена для исключения падения сверхсекретного аппарата на территории другой страны. Положение спас генерал-лейтенант авиации Степан Микоян, принявший крайне ответственное решение – подождать. Через считанные, но бесконечные минуты ожидания "Буран" вышел на связь и приземлился на Байконуре, откуда и взлетал.
Нет никакого преувеличения в утверждении о том, что американцы с завистью смотрели на "Буран", и НАСА всегда проявляло к программе неподдельный интерес. Судьба, однако, распорядилась иначе.
Советский Союз доживал последние месяцы, система, создававшая космические корабли рухнула, оставшись без финансирования, да и космос уже интересовал разве что только подвижников и неугомонных энтузиастов. В 1990-ом работы остановились, через три года были прекращены окончательно и официально, а в 2002 году тот самый, летавший в космос "Буран" был весьма странным образом уничтожен при обрушении крыши монтажно-испытательного комплекса на Байконуре – бетонная плита просто разрезала его пополам, причем недостроенные модели остались целехонькими.
Агент с внешностью кинозвезды и атомная бомба: как Гайк Овакимян обломал американцев>>
Андрей Манучаров был одним из главных действующих лиц в создании специальных летающих лабораторий для отработки систем управления и автоматической посадки орбитального корабля "Буран", в разработке и установке мощного наземного комплекса систем навигации и посадки, включая средства сбора, обработки и отображения измерительной информации в реальном времени, организацию пункта управления летными экспериментами на базе современных (на то время) средств информационно-вычислительной техники.
Более того, Манучаров руководил созданием и пусками двух моделей. "Бор-4" имел несущий корпус с нижней поверхностью, близкой по форме к нижней поверхности передней части "Бурана", это позволило испытать конструкцию теплозащиты в атмосферном полете после схода с орбиты.
А "Бор-5" фактически повторял "Буран", только в восьмикратно уменьшенном масштабе, этот аппарат позволил отработать аэродинамические характеристики большого корабля.
Строго засекреченный: безотказные ракеты и армянский букварь Андраника Тер-Степаньяна>>
С той поры, как Манучаров занялся космической тематикой, он постоянно жил в Подмосковье, в Жуковском, а после завершения программы "Буранов" уже ничем прикладным не занимался, редактируя научно-тематический сборник, выходивший в свет четырежды в год. В общем, так совсем от дел не отошел, тихая безмятежность жизни пенсионера – это было не для Андрея Манучарова…