ЕРЕВАН, 12 июн — Sputnik, Арам Гарегинян. Госдолг Армении в 2019 году должен вырасти. И это не злой умысел для развала страны. Деньги будут брать на неотложные расходы, с которыми затягивать не хотят. Правильно ли это? Попробуем понять.
Оружие, АЭС и пенсии
В 2019 году в долг хотят взять еще около 490 миллионов долларов зарубежных кредитов. Около 40% этого объема придется на Россию. Из этих займов республика продолжает капитальный ремонт АЭС. Кроме того, с Россией ведутся переговоры о третьем кредите на покупку вооружений.
Кроме того, от Всемирного Банка продолжают приходить кредиты на строительство дорог, оросительных систем, линий электропередачи и благоустройство областных городов. На средства Азиатского Банка развития ремонтируются высоковольтные линии электропередач. Азиатский и Европейский инвестиционные банки кредитуют и трассу "Север-Юг", и трассу Ванадзор – Алаверди (важный путь, связывающий Армению с Грузией). Евразийский банк развития кредитует тот же "Север-Юг". Есть и другие проекты (Германского банка KfW, Французского агентства развития и многих других).
Наконец, в этом году Армения продолжит брать кредиты на общую бюджетную поддержку. По новой политике управления бюджетом (принятой при правительстве Карена Карапетяна), на зарплаты и пенсии государство должно зарабатывать самостоятельно, а кредиты брать только на проекты развития (инфраструктуры и так далее). Но в этом году к бюджетным кредитам прибегнут снова. Почему?
АЭС – не стиральная машина
Если не брать целевых кредитов, у нас не будет оружия, ремонта атомной станции, новых оросительных каналов в регионах (в старых теряется больше половины оросительной воды). А если бы в этом году Армения не взяла бюджетных кредитов, то возможно, не удалось бы повысить минимальные пенсии, зарплаты для военных, расширить выдачу лекарств по госзаказу для хронических больных. Все это удалось бы сделать, но на год или два позже. А государственный бюджет, как ни сравнивай его с семейным, имеет одно "но". Со стиральной машиной или новой машиной подождать худо-бедно можно. С пенсиями, обороной и атомной станцией ждать не стоит.
Чтобы всего этого не пришлось ждать, в 2019 году Армения получит, как мы упомянули, около 490 миллионов долларов заемных средств (а возвратит – 740 миллионов). Причем в основном это не новые кредиты, а продолжения уже действующих кредитных программ. Новыми кредитами станут упомянутые нами займы на бюджетную поддержку. Из указанных 490 миллионов долларов они составят примерно 150.
К чему все это приведет?
Брать кредиты, но с толком. Оправдывает ли себя такая политика за последние годы? Нам, как неспециалистам, трудно это оценивать. Но к концу 2019 года, по плану правительства, абсолютный размер долга правительства Армении вырастет: на 465 миллионов долларов. А вот соотношение госдолга к ВВП снизится – с 50,7% до 49,8%. То есть экономика Армении будет расти быстрее, чем ее долг.
Поддержи отечественный долг
По той же стратегии госдолга, о которой мы говорили, Минфин будет увеличивать долю внутренней задолженности, то есть гособлигаций. Внутренним долгом легче управлять. Во-первых, он выражен в национальной валюте (поэтому его выплаты не зависят от колебаний курсов). А во-вторых, деньги налогоплательщиков не уходят за рубеж, а остаются в стране. На 2019 год, общая потребность в дополнительном финансировании оценена в 424 миллиарда драмов (около 880 миллионов долларов). Немного упрощая, можно сказать: это деньги, которые хочется иметь, но не удается получить с налогов.
"Мы хотим превратить Армению в рай для талантов": ключевые моменты речи Пашиняна на ПМЭФ>>
Из них, как мы сказали, 490 миллионов долларов привлекут по зарубежным кредитам, еще небольшую часть – по грантам. А вот 183 миллиарда драмов (около 380 миллионов долларов) хотят привлечь от государственных облигаций.
Таким образом, в конце 2019 года доля государственных облигаций в общей структуре долга вырастет с 18,7% почти до 20% (до 19,6%).