Знакомые и друзья в Канакере нужны каждому ереванцу. Это я понял на собственной, как говорится, шкуре: внизу, в городе под холмом, плавился асфальт, и нечем было дышать, а вот зашел в тенистый двор канакерского дома Гарегина Закояна, сценариста и киноведа, и обнаружил, что даже посреди раскаленного ереванского лета можно отыскать островки настоящей прохладной тени под виноградной лозой.
Гарегин не коренной канакерец, родился и вырос в самом центре, но отстроил себе здесь дом и неплохо знает местную историю и достопримечательности. И когда бы ты ни собрался, нехотя, уходить, он скажет добродушно: "И куда ты идешь? Знаешь место, где лучше, чем здесь?" Ты не знаешь, конечно, но уходить надо.
Отсюда, с этого холма, ушел Хачатур Абовян и больше никогда и никуда не вернулся. Здесь, на этом холме, в глухом 1627 году, родился уникальный армянский историк Закария Канакерци, писавший свои труды выразительным языком, близким к народному. И даже Гевонд Алишан, уроженец Константинополя и гражданин Парижа и Венеции, заинтересованно исследовал происхождение названия "Канакер", выдвинув несколько оригинальных версий.
На северной части холма были найдены стены из гладко тесанного камня: скорее всего, это остатки крепости, некогда здесь существовавшей. Предполагается, что крепость возведена была местным ишханом (князем) Кананом. А самым старым, дожившим до наших дней памятником считается так называемый "хачкар Петевана" — надпись на нем датирована 1265 годом.
В 1679 году землетрясение страшной силы сотрясло Ереван, много домов и зданий было разрушено, и в Канакере тоже. А вот "хачкар Петевана" устоял, остался, как был, окруженный развалинами. Армянам, как очень часто в своей истории, пришлось восстанавливать разрушенное стихией.
Восстановили. И сразу же принялись строить храмы.
В 1695 году были готовы две церкви, одна близ другой – Сурб Акоп (ее восстановили местные жители за собственный счет) и Сурб Аствацацин (Св. Богородицы). Вторая некоторое время была монастырем, где немногочисленное братство готовило священнослужителей для окрестных сел. Сурб Акоп – храм, действующий и сейчас, очень интересный и снаружи, и внутри, кстати. Один орнамент парадного входа достоин отдельного изучения.
Много позже, в 1916 году, здесь был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы, Русской православной церкви. В Канакере тогда был расквартирован 1-й Полтавский полк кубанских казаков, вот для них и построили храм. Впрочем, даже когда казаки ушли, церковь без прихожан не осталась.
В 1918 году церковь закрыли, и здание служило то госпиталем, то офицерским клубом, в нем даже размещался кинотеатр. В 1991 году храм был возвращен РПЦ, освящен вновь и капитально отремонтирован: точного следования первоначальному проекту хоть и не было, но церковь получилась красивая.
Советское время принесло с собой новые веяния. В Канакере даже своя ГЭС появилась, это не считая алюминиевого завода, завода шампанских вин и лимонадного, плюс обувная фабрика и комбинат, производивший черепицу.
Потом был уклон в медицину, и сейчас в Канакере работают Институт хирургии Микаеляна, Национальный онкологический центр им. Фанарджяна и диспансер, где лечат больных туберкулезом. Ну, а дом-музей Хачатура Абовяна с памятником писателю – это уже из рубрики "культурная жизнь столицы".
Из Канакера родом Карабала. Степан Арутюнян Карабалой был прозван годы спустя, а родился он в начале ХХ века в одной из самых богатых местных семей. Неудачная женитьба и двухлетнее заключение в 1934-1936 годах (якобы за оскорбление власти) искалечили его судьбу, и он многие десятилетия провел на ереванских улицах.
Полубезумец, Карабала приторговывал цветами, а чаще дарил цветок особенно понравившейся ему женщине, просто прохожей. Говорят, матерился страшными словами, если его разозлить, но агрессивным не был, ни в каких заварушках с маханием руками не участвовал, потому и остался в памяти ереванцев колоритным чудаком, дарившим на улице цветы женщинам.
…В Канакере живут такие же ереванцы. Они не говорят об этом, но, возможно, в глубине души считают, что их "малая родина" сделала одолжение Еревану, став частью армянской столицы. Самое интересное, что, побродив по этому живописному холму, излазив его спуски-подъемы, ты даже и не подумаешь спорить с такой формулировкой. Если, конечно, ее тебе кто-нибудь сформулирует.