Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Крупнейший химический завод Армении — "Наирит" — выставлен на аукцион. Торги должны состояться 25 июня, а соответствующее объявление уже размещено на государственном портале электронных уведомлений Azdarar.am. Общая стоимость завода оценена примерно в 15 миллиардов драмов (около 32 миллионов долларов).
В советское время и до конца 2000-х "Наирит" выпускал синтетические каучуки и редкие кислоты. Завод не действует с 2010 года, а теперь здесь проходят торги по банкротству. Завод задолжал банку ("Армбизнесбанк"), "Газпром Армения" (за газ, использованный на производстве), Ереванской ТЭЦ (за тепловую энергию) и государству (по линии налогов).
Распродажа имущества на "Наирите" происходила и раньше, но на торги в основном выставлялось непроизводственное имущество (т. е. мебель, машины и так далее). А оборудование в цехах старались не трогать.
Но в этот раз на продажу решили выставить все производственное имущество завода. Причем для завода не ищут одного инвестора. Производственный комплекс разбили на отдельные лоты.
На продажу выставляется весь комплекс производства хлоропренового каучука – основной продукции завода. Выставлены и танкеры для хлора (сильно изношенные), цех углекислоты и дистилляции воды (частично отданный в залог ЗАО "Армбизнесбанк"), а также производство ацетилена. Ацетилен получают из природного газа, как сырье для хлоропрена (из которого получают уже каучук).
Выставлена и обслуживающая инфраструктура – водо- и электроснабжение.
Армяно-китайский завод уже выпускает каучук: Авинян сказал, можно ли возродить "Наирит">>
Ранее на торги хотели выставить цех по производству редких кислот. Оборудование здесь состоит из специальных твердых сплавов на основе никеля. Продан этот цех или нет, выяснить не удалось. Управляющий по процессу банкротства на заводе Карен Асатрян не ответил на несколько телефонных звонков.
Его помощник, Ерванд Пуртоян, отметил, что торги не будут простой распродажей. Все, кто будет подавать заявление на участие, должны будут представить бизнес-предложения – о том, что они собираются делать с покупаемым имуществом.
Кто будет оценивать эти бизнес-программы, не указывается.
Неясна и позиция государства. Но при чем тут государство?
На балансе правительства остается 100% акций завода. Заинтересовано ли правительство, чтобы завод – хоть и старый, хоть и изношенный – не обновили, а распродали? Ведь здесь даже в конце 2000-х работало около трех тысяч человек. Если даже завод недоплатил налогов, надо ли распродавать промышленный объект, один из крупнейших в стране? То есть отрубить себе руку, лишь бы что-нибудь съесть.
А представители государства имеют право потребовать, чтобы аукцион отменили? По закону о банкротстве – да. Потому что управляющий по банкротству может действовать только с одобрения Совета кредиторов. А в Совет входят представители Комитета госдоходов, Ереванской ТЭЦ (государственная) и компании "Наирит-2", подотчетной Минэнерго (ныне – министерство территориального управления и инфраструктур).
Конечно, у каждой из этих организаций есть ведомственные задачи: собирать налоги, в том числе взыскивать долги, поддерживать работу электростанции и ее финансовую отчетность. Но есть и интересы государства. Ведь люди, которые могли работать на заводе и платить те же самые налоги, теперь ищут работу кто где может. А если бы Ереванская ТЭЦ вырабатывала не только электричество, но и тепло для "Наирита", она бы работала эффективнее.
Учитывали ли представители государственных организаций интересы государства, когда соглашались на эту распродажу? Увидим через несколько дней.