Сегодня юбилей – 90-летие "Железного Тиграна", чемпиона мира по шахматам, девятикратного победителя шахматных Олимпиад в составе сборной СССР, международного гроссмейстера. В понедельник в ереванском Доме шахмат, носящем его имя, состоялось мероприятие, посвященное этой знаменательной дате.
Экс-президент Армении Серж Саргсян отметил заслуги "Железного Тиграна">>
"Тигран Петросян отличался от других тем, что его талант способствовал изменению ситуации в Армении. Он был первым и единственным армянским гроссмейстером. Благодаря ему сегодня Федерация шахмат Армении объединяет 43 гроссмейстера. Если, из любопытства, подсчитать, сколько всего гроссмейстеров в мире, и сколько приходится на Армению, то становится понятно, как сильно Тигран Петросян изменил с шахматами в Армении", - отметил, выступая на мероприятии, глава шахматной федерации Армении, экс-президент страны Серж Саргсян.
В 1963 году, когда Петросян стал чемпионом мира, победив Ботвинника, и три года спустя, когда он отстаивал это звание в поединке с Борисом Спасским, ереванцы, в буквальном смысле просыпались и засыпали с шахматной доской в руке и часами сидели у радио, слушая прямые трансляции. Знаменитый советский ученый-физик Сергей Капица был в Ереване в те дни, когда Петросян играл свой первый матч с Ботвинником. Впечатление от заболевшей шахматами республики вытеснило, пожалуй, все остальные.
"Петросяна трудно сбить с пути даже хорошими ходами. Меня всегда поражало его умение, добившись отличной позиции, все время находить маневры, усиливающие ее еще больше. Петросян хорошо умел видеть и устранять опасность за 20 ходов до того, как она возникает", - говорил о шахматисте легендарный Роберт Фишер.
"Я был в Ереване, когда Тигран Петросян играл в Москве матч с Ботвинником за первенство мира по шахматам. Ажиотаж, который тут царил, трудно себе представить: по городу были установлены колоссальные демонстрационные доски, а самую главную разместили на здании Оперы, перед которым была большая площадь. Такси в городе нельзя было найти – все таксисты съезжались туда! - и жали на клаксоны, когда одобряли ход.... Едва партия закончилась, я пошел в гостиницу. Петросян выиграл, в городе царило совершенно сумасшедшее настроение... Кстати, гуляли мы по Еревану вместе с эмигрировавшим в СССР итальянским физиком Бруно Понтекорво. Нас затащили тут же в какой-то кабак, где отмечали победу Петросяна, и напоили до невозможности, а потом я был на ужине у местного прокурора, который сказал, что практически никакой преступности в эти дни в армянской столице не было", - вспоминал Капица.
В 1972 году в американском Сан-Антонио проходил международный шахматный турнир. После партии с Петросяном бразильский спортсмен Энрике Мекинг пожаловался на армянского гроссмейстера: мол, тот соблюдает тишину, лишь когда обдумывает свой ход, а все остальное время мешает. Сделав свой ход, утверждал Мекинг, Петросян сразу же начинал стучать ногой по стулу, звенеть ложкой в чашке с кофе, а то и вообще катал по столу монетки. Мекинг в отместку начал громко кашлять, но на Петросяна это не произвело ни малейшего впечатления. Как впоследствии оказалось, он просто забыл включить свой слуховой аппарат.
"Железный Тигран" был "железным" в своем упрямстве и дотошности. Но вместе с тем, он был излишне эмоциональным и ранимым. И не раз это оборачивалось против него самого. Самый, пожалуй, яркий в этом плане эпизод – полуфинальный матч претендентов в Одессе, когда Петросян играл с известным скандалистом и провокатором от шахмат Виктором Корчным. Тот знал небольшой, но важный аспект характера армянского гроссмейстера: Петросяну психологически было трудно играть, если противник явно демонстрировал ему свою неприязнь. В этом случае "Железный Тигран" начинал нервничать, ошибался.
Корчной прекрасно понимал, что в честной борьбе Петросяна ему не обыграть, и в одной из партий оскорбил, сказав что-то про его национальность. Петросян спустя несколько ходов признал себя побежденным, но подал официальный протест. Жюри вынесло решение, что Корчной должен извиниться за свое поведение.
Извиниться-то Корчной извинился, но уже во время следующей партии он назвал Петросяна "организатором сборищ армян" - гроссмейстера постоянно сопровождало огромное количество армянских болельщиков. Эта выходка, фактически, сорвала матч – Петросян отказался его продолжать, и победа автоматически была присуждена Корчному.
После этого Тигран Петросян попал в больницу и пролежал там довольно долго. Как знать, возможно именно этот случай спровоцировал впоследствии появление неизлечимой болезни, которая через десять лет станет причиной его безвременного ухода из жизни – в 55 лет.