ЕРЕВАН, 19 июн — Sputnik. Нагрузка госдолга на экономику Армении в 2018 году снизилась. Об этом заявил министр финансов республики Атом Джанджугазян, представляя в парламенте отчет о выполнении госбюджета на 2018 год.
Расходы бюджета сдержали
Долг правительства Армении в конце 2017 года составил 53,7% ВВП, а в конце 2018-го – уже 51,4%. Во многом это связано с тем, что по факту зарубежных кредитов было привлечено меньше, чем ожидалось. В абсолютных цифрах госдолг составил 6 миллиардов 923 миллиона долларов, из них долг правительства - 6 миллиардов 373 миллиона долларов (остальное – Центробанка). Внешний долг правительства составил 4 миллиарда 983 миллиона долларов, внутренний - 1 миллиард 390 миллионов (в основном, за счет гособлигаций).
Республика продолжает придерживаться бюджетной дисциплины, связанной с госдолгом. В частности, если госдолг правительства превышает 50% ВВП, то текущие затраты в бюджете не должны быть выше, чем соотношение налогов к ВВП. Текущие затраты составили 21,6% ВВП, а соотношение налогов к ВВП – 21,8%.
Вес армянского драма растет: в нацвалюте в Армении выдается уже почти 50% кредитов>>
Доходы бюджета составили 1 триллион 365 миллиардов драмов (по текущему курсу около 2,84 миллиарда долларов), а расходы - 1 триллион 527 миллиардов (около 3,18 миллиарда долларов). Показатель доходов был выполнен на 98,3%, а расходов – на 95%.
В структуре доходов госбюджета 94% составили налоги, 5,2% - другие доходы (штрафы дорожной полиции и других ведомств, продажа госимущества и т д), а остальное – зарубежные гранты.
Собственных доходов было собрано на 165 миллиардов драмов больше (чуть больше 340 миллионов долларов), чем в 2017-м, а новых кредитов было привлечено на 154 миллиарда драмов (около 320 миллионов). Республика продолжила выдавать кредиты и сама (в основном Нагорному Карабаху). Всего кредитов выдали на 52 миллиарда драмов (около 108 миллионов долларов), а вернули – на 25 миллиардов (около 52 миллионов).
Что касается расходов, то около 90% составили текущие расходы, около 10% - капитальные (строительство и ремонт зданий и инфраструктур).
В текущих расходах больше всего (около 30%) составили пенсии, 10,6% - зарплаты в госсекторе, 10,8% - закупка товаров и услуг, около 10% - выплата процентов по госдолгу.
Минфин попытался оценить потенциал по сбору налогов. Отклонение нынешнего показателя от потенциального оценивается примерно в 7% ВВП. Но этот недобор вызван не только теневой экономикой, но и налоговыми льготами, пояснил министр. Из-за льгот различным группам предприятий, государство недобирает около 395 миллиардов драмов. Правда, не оценен и положительный эффект от активизации бизнеса благодаря льготам.
А в частном секторе тратят "без напряга"
Сокращение расходов и рост налоговой дисциплины вызвал сдерживание цен, отметил председатель ЦБ Артур Джавадян. Чтобы не слишком "засушить" экономику по налогово-бюджетной линии, Центробанк смягчал финансово-кредитную политику. В итоге государственные затраты сдерживались, а вот частные – выросли на 10% с небольшим.
"Не было моря, нефти, силы": Пашинян назвал XXI век эпохой возрождения Армении>>
В итоге инфляция росла умеренно – даже ниже целевых показателей государства. Целевой коридор составляет 4 +/- 1,5%, а в конце 2018 года 12-месячная инфляция составила 1,8% (в том числе благодаря сокращению зарубежных цен на импортные товары). Ожидается, что в конце года инфляция приблизится к целевому коридору - в том числе благодаря мягкой политике ЦБ, стимулирующей кредитование.