Помню, в детстве я подолгу засиживалась в этой грациозной церкви, внимательно и с некоторым трепетом рассматривая центральную люстру внушительных размеров, да и всю крестово-купольную структуру с высоченным потолком.
О ком тоскует барышня, или "Тайны" дома Дзитохцянов в Гюмри>>
Я представляла, что под куполом храма летают ангелы, которые прислушиваются к мольбам верующих, чтобы донести их потом до Всевышнего. "При дневном свете их не видно, - думала я, - но вот ночью от ангелов исходит белое сияние". Порой я так сильно погружалась в свои фантазии, что мне казалось, будто действительно увидела взмах крыла или поворот головы… А может, и не казалось... Детям ведь истины открываются легче, чем взрослым. Как бы то ни было, думаю, уже понятно, что церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) имеет для меня особое значение.
Почему "Семь ран"
Главный храм Гюмри, называемый в народе "Йот верк" (Семь ран), возвышается на центральной площади города – Вардананц. Он действовал даже в советские времена, наряду с Первопрестольным в Эчмиадзине, когда все остальные церкви по всей республике были закрыты. Причем здесь действовало сразу три церкви – Армянская апостольская, Армянская католическая и Русская православная.
Строилась церковь с 1874 по 1886 годы. Как рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения старший священник Ширакской епархии и церкви Сурб Аствацацин Татул Акопян, это изящное строение из черного туфа изначально было деревянным.
Дело в том, что на его месте в XVII веке находилась часовня, построенная князьями Камсаракан, где хранился образ "Семь скорбей Святой Богородицы".
"Именно здесь находится икона, которую в 34 году написал Святой Гукас Аветаранич – один из семидесяти учеников Христа (речь об авторе одного из четырех Евангелий – Луке, сподвижнике апостола Павла – ред.). Изначально она находилась в Западной Армении", - рассказал он.
Икона из Западной Армении (ныне территория Турции – ред.) была перевезена в Мармарашенский монастырь, но поскольку он расположен близко к границе, в 1832 году решено было отправить образ в Аричаванк. Но когда реликвия попала в Гюмри, горожане не позволили увезти ее.
"Затем католикос Нерсес Аштаракеци решает увезти ценность в Первопрестольный. Тогда гюмрийцы обращаются к нему с просьбой вернуть ее обратно. В итоге делают копию иконы, которая и сейчас хранится в музее в Эчмиадзине, а оригинал возвращают в Гюмри", - рассказал священник.
Интересная деталь
Интерьер храма "Семь ран" необычен: это единственная армянская церковь с иконостасом на алтаре, что больше характерно для православных монастырей. Стены ее богато украшены росписями. А в центре алтаря можно увидеть изображение Богоматери с младенцем.
По словам священника Татула Акопяна, три храма в Гюмри – Сурб Ншан (Святого Знамения), "Семь ран" и Аменапркич (Всеспасителя) построены по моделям трех Анийских храмов.
Поразительная история Гошаванка: права женщин в средневековой Армении и уникальной хачкар>>
Во время разрушительного землетрясения 1988 года церковь "Семь ран" не сильно пострадала: только два купола упали. Говорят, храм был построен таким образом, что именно купола взяли на себя силу удара, в результате чего сама церковь устояла. А эти два купола до сих пор стоят во дворе церкви.