Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения.
Художественный руководитель Ереванского русского драматического театра имени Станиславского Карен Нерсисян рассказывает, что, когда его знакомили с особенностями работы в Армении, то, среди прочего, предупреждали, что здесь вполне нормально прийти на мероприятие с получасовым опозданием – на репетицию, например.
"Сегодня, если репетиция, к слову, назначена на 11 часов, артисты собираются в 10.30, а после репетиции никто не расходится. У людей горят глаза, они уже не работают, а живут театром – и это нормально, ведь театр – это живой организм", - говорит Карен Нерсисян.
При этом худрук вовсе не приписывает это себе в заслугу – он лишь попытался внести свежую струю в застывший в безразличности безвременья коллектив, и ему это удалось. Потому удалось, что людям стало интересно, и они увидели многообещающие перспективы.
Когда с поста директора уходил Фред Давтян – это знаменовало окончание одной эпохи. Новая эпоха началась с приходом Юрия Игитханяна, благодаря которому театр даже не второе дыхание обрел, а словно родился заново – это мнение не только Нерсисяна, но и всех артистов, с кем удалось побеседовать в неурочный для репетиций час.
Игитханян, говорят люди, днюет и ночует в театре, благодаря его личным усилиям и контактам родились новые проекты, намечаются гастроли – и ереванского театра на крупных международных площадках, и известнейших зарубежных коллективов в Ереване. Появились цели, возрождены возможности достижения этих целей, и сегодня Карен Нерсисян сравнивает театр с новеньким сверхзвуковым лайнером, взлетающим к ждущим покорения вершинам.
Драма вокруг русского драмтеатра в Армении, или Как появился неприятный осадочек>>
Театру необходим был рестарт, и это случилось – и получилось. Не станем углубляться в то, что конкретно было изменено и взято на вооружение (а изменено и внедрено очень много), сейчас речь не об этом. Сейчас есть вероятность, что этот рестарт может быть приостановлен, и чем это обернется – неизвестно.
Бочки меда без ложки чего-нибудь постороннего не бывает, и сегодня русский театр обеспокоен ситуацией, сложившейся вокруг поста директора. Дело в том, что Юрий Игитханян – исполняющий обязанности, и вот прямо в эти дни должен был состояться конкурс на замещение должности директора, уже без приставки "и.о.". Однако, поскольку Игитханян оказался единственным кандидатом, то конкурс был объявлен несостоявшимся, а повторный состоится через три месяца.
И дело как раз в этих трех месяцах. Все это время у театра должен быть директор, пусть "и.о.", и возможно, что на это время вместо Игитханяна назначат другого. Назначат из того отдела или департамента, что ведает культурой в объединенном большом министерстве.
Худрук говорит, что коллектив последнее время живет не репетициями и новыми спектаклями, а беспокойством на этот счет – Игитханяну поверили и доверились, театр принял его программу и действия, и готов за него в огонь и воду. И первое, что спрашивают артисты, войдя в театр – нет ли новостей.
И ведь непонятно, оставят ли Игитханяна, или пришлют другого – а неопределенность, она ведь как пытка. Тем более в творческом коллективе, где настроение играет важнейшую роль в качестве работы.
Ни у Нерсисяна, ни у труппы претензий нет ни к кому из должностных лиц – все делается, кажется, в соответствии с буквой закона, и никто не собирается предъявлять обвинения в самоуправстве или давлении на театр. Есть, скорее, просьба – почему бы не оставить Игитханяна директором на те три месяца, что должны пройти до нового конкурса?
А то ведь, говорит Карен Нерсисян, похоже на то, что лайнеру, только взлетевшему над полосой, приказывают застыть в воздухе, говорят – вы повисите так три месяца, а там посмотрим. Ведь наработки, контакты и перспективы, установленные и задействованные, во многом основаны на межличностных отношениях, в деликатной-то сфере искусства, и другой директор, кем бы он не был, просто не сможет реализовать и довести до конца начатое Игитханяном.
А если назначат другого, а через три месяца конкурс пройдет Игитханян – тогда ведь не только эта пауза станет потерянным временем, но многое из уже достигнутого потеряет актуальность.
Скандал вокруг армянского театра: новый худрук извинился перед актерами>>
Хочется надеяться, что те в министерстве, кто ведает сегодня вопросами культуры и, в частности, театров, услышат голос труппы русского драматического, только-только вошедшего в нормальную творческую колею. А если еще и объяснят свою позицию, аргументированно и исчерпывающе, то и проблема душевного равновесия большого творческого коллектива разрешится сама собой.