Этот город тих и, по большому счету, немноголюден, благовоспитан и немногословен – если не о чем говорить, конечно. Здесь нужно уметь найти нужные струны, и вот тогда Гюмри становится феерией остроумия, красок и особенного стариковского обаяния – с напускной строгостью, а на самом деле – бесконечно нежным, как дедушка, что души не чает во внуке.
Гюмри – невысокий, после землетрясения 1988 года здесь не строят многоэтажек. Зато город сохранил практически нетронутой старую, центральную свою часть. Огромную часть истории Армении…
![Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1959/76/19597640_0:0:2000:1000_600x0_80_0_0_77bded77f17a043714502e4633b61aba.jpg)
Много лет назад здесь все было иначе. Воспоминания подростка сохранили облик вполне обычного провинциального советского города: спальные районы и несколько симпатичных старых зданий. Сейчас удивляюсь — как можно было тогда не заметить, что практически весь центр Гюмри застроен домами, которым по 200-300 лет? Неужели наличие панельных многоэтажек способно убить восприятие любого, даже старинного города?
![Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/836/88/8368810_0:0:1600:1003_600x0_80_0_0_74ce74c7edd8cec43ef0370373536a95.jpg)
Вот улица, которая лет 70 назад называлась Александровской, теперь – Абовяна. Здесь старые, одно- и двухэтажные дома, а вокруг — ни души, будто прогуливаешься среди декораций к историческому фильму, хотя на часах три пополудни. Вот дом с маленьким крылечком – Веселого Вардана, знаменитого когда-то извозчика. Напротив - двухэтажный, черного туфа, с рядом высоких окон. Дом прадеда.
Гюмри счастливо избежал участи быть полностью осовремененным – сравнительно с другими городами, конечно. Его, наверное, очень любят жители, потому и максимально сохранили то, что было возможно. Вдоль булыжных мостовых, бок о бок, стоят дома XVIII-XIX веков, несущие особенный стиль искусных камнерезов, вытесавших наличники окон и дверей, орнаменты карнизов и фронтонов.
![Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1959/76/19597635_0:0:2500:1000_600x0_80_0_0_cab25a2592510b5227c4cf48184dfeb9.jpg)
Центр города, обаятельный и неповторимый, напоминает туристам – пассажирам двухэтажных автобусов – о неторопливых временах газовых фонарей и полковых оркестров.
Романтик, но не Дон Кихот: что заставило армянского бизнесмена променять Женеву на Гюмри>>
На центральной площади – два главных храма, Аменапркич (Всеспасителя) XIX века и Церковь Семи Ран, построенная после землетрясения, "чтобы чаще Господь замечал".
Гюмрийцы сделали все, от них зависящее, посреди горя и разрухи, чтобы сохранить здания, памятники и скульптуры города. Правда, например, памятник Ленину, работы Меркурова, снятый в свое время, лежит в полуразобранном состоянии – но хоть в помещении, и его можно когда-нибудь реставрировать. Не потому, что Ленин, а потому, что – Меркуров.
Памятник Шаумяну – Ерванда Кочара – сейчас находится на частной территории, это владение, кажется, строительной фирмы. Сфотографировать его не удалось, ворота оказались закрыты, но хотя бы этот памятник не обречен на постепенное разрушение.
Памятников советского периода в Гюмри на удивление много. Конечно, они находятся в разной степени сохранности – на одной из окраин, например, стоит полуразвалившийся памятник рабочим, три фигуры с характерно простертыми руками. Ничего особенного, обычная типовая скульптура, ни разу не произведение искусства, но ведь стоит. А полуразвалившийся – так от того, что бетонный, на металлическом каркасе, да и лет-то сколько прошло.
Хотел в дипломаты, попал в гончары: как глина изменила человека из Гюмри>>
А еще для того, чтобы окунуться в недавнее прошлое, нужно сходить погулять в городской парк, и это станет настоящим путешествием во времени, в 40-50 годы прошлого века. Бассейн, над которым изящно встала классическая девушка с веслом, спрятавшийся среди деревьев Александр Сергеевич, телефонные будки без телефонов, ретро-скамейки – ухоженные и выкрашенные. Даже мороженщик здесь продает вкусности из аляповатых белых параллелепипедов-холодильников, со школьной поры не встречавшихся. Круглый аквариум кафе в центре сада – точь в точь предприятие общепита №…, хотя начинка внутри вполне современная, и меню тоже, и цены на строки в этом меню.
А над всем этим стоит монумент "Мать-Армения", построенный в 1975 году, к 30-летию Победы.
![Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1959/38/19593814_0:0:1600:1065_600x0_80_0_0_eefc9b6ea458f300781699cbba7ab6b5.jpg)
Спрашивается (риторически, ибо ответ не ожидаем, да и невозможен от тех, кому адресован: они будут отводить глаза и говорить на другие, не связанные с вопросом, темы) – если можно спокойно относиться к собственной истории, как это сделали гюмрийцы, без псевдоидеологических истерик, с пониманием, что прошлое не изменишь и его не воротишь, то почему в других местах не так? И не только в Армении ведь…
Отношение к прошлому, мудрое и бережное, рождает такое же – к настоящему, к новому. В Гюмри не стали строить XXI век за счет и на развалинах веков предыдущих, хотя, конечно, тематические проблемы есть и здесь, но, опять же в сравнении, их на несколько порядков меньше. Поэтому современные памятники Гюмри могут быть смело занесены в альбомы по современной скульптуре, а о том, чтобы вселять в созерцателя ужас, как порой в Ереване, и речи не идет.
И старые, и новые памятники города показывал нам Артур Геворкян, директор Национального парка-музея скульптуры Гюмри.
![Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/815/59/8155944_0:0:522:816_600x0_80_0_0_073a903d864027335d720e47b236b077.jpg)
Вот, например, памятник Шарлю Азнавуру, прижизненный еще, установленный в 2001 году на площади, тоже имени великого шансонье. Он сам присутствовал на открытии и, как рассказывает Артур, сорвав покрывало, удивился, сказал что-то вроде: "Я сам невысокий, зато вам достался такой большой памятник".
![Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении Город, умеющий не сводить счеты с историей - что мы знаем о северной столице Армении - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/1959/37/19593737_0:0:1600:1065_600x0_80_0_0_970647952f80c7efc52e0b714ff3b14a.jpg)
Еще через семь лет на площади Свободы был установлен памятник полководцу Вардану Мамиконяну – новодел, но прекрасный. Или памятник жертвам землетрясения, или…
Да что там, детали, быть может, важнее больших монументов. Ты отходишь от любого из чудесных новых памятников Гюмри, смотришь на стену дома, а там сохранился чуть выцветший указатель: "Столовая Общества художников", в ту сторону, где она была, показывает кисточка, торчащая из палитры.
Давно уже нет ни столовой, ни Общества, зато в городе остались художники. Они могут быть живописцами, артистами, инженерами или каменотесами, сторожами в парке и смотрителями чертова колеса – если в городе остались художники, он будет жить.
Это же настолько очевидно и просто, как божья заповедь: помнить свое прошлое, не сводя с ним счеты за бессмысленностью этого занятия, обязательно открыть дверь, если в нее постучались, относиться, как к близким, к тем, кто пришел к тебе с миром. Вот так, как в Гюмри.