Почти все древние города Лори так или иначе связаны с легендарными личностями - полководцами, просветителями, святыми и даже одним из двенадцати учеников Иисуса Христа - апостолом Фомой.
Крепость Лори
От города-крепости, расположенном на просторном мысе на высоте 1500 метров над уровнем моря, на пересечении двух рек, ныне остались руины некоторых сооружений.
Крепость была основана в X веке. Ее цитадель занимала территорию в девять гектаров и защищалась мощной оборонительной стеной длиной около 200 метров. Вдоль стены располагался ров, заполненный водой. Окружавший цитадель город занимал территорию примерно в 30 гектаров, который также был огражден стенами. Сейчас от них сохранились лишь остатки фундамента. В результате раскопок здесь были найдены две бани, датируемые XI-XIII веками.
Находясь на оживленных торговых путях, крепость Лори была одним из крупных населенных пунктов средневековой Армении, где жили примерно 10 тысяч человек.
Это место манит туристов не только своей историей - оно имеет огромную привлекательность и с точки зрения географического расположения: с остатков крепостных стен открываются великолепные виды на ущелье с отвесными скалами.
Монастырский комплекс Санаин
Монастырский комплекс X—XIII веков, расположенный на плоскогорье над каньоном реки Дебед, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой один из крупнейших духовных, а также образовательных центров средневековой Армении. Численность братии в X—XI веках доходила до 300, и даже 500 человек, среди которых были ученые и деятели культуры. При Санаине имелся скрипторий, где переписывались книги.
Считается, что монастырь построен на том месте, где еще в IV веке Григорий Просветитель установил каменный крест. Первый храм – Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Однако самым крупным памятником Санаина является церковь Аменапркич (Всеспасителя), служившая в Х веке кафедральным собором Лорийского царства. Главной достопримечательностью данной церкви считается скульптурная группа, представленная в виде царей Кюрике и Смбата, держащих в руках модель церкви.
Стоит также отметить, что одноименное село известно тем, что отсюда родом выдающийся армянский поэт и певец XVIII века Саят Нова.
Монастырский комплекс Ахпат
Недалеко от Санаина находится Ахпатский монастырь, также включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это выдающийся памятник средневековой Армении, который отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности.
Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом.
По преданию, первым был основан Санаин, название которого в переводе с армянского значит: "этот старше того". Трудились над ним два мастера: отец и сын. Однако в процессе строительства между ними периодически возникали разногласия, и однажды в пылу ссоры сын заявил, что сумеет построить монастырь без помощи отца. Так, согласно легенде, был заложен Ахпат.
Когда работа над монастырем была завершена, старый мастер, который все это время не разговаривал с сыном, пришел посмотреть на возведенный им храм, после чего одобрительно качнул головой и промолвил: "Ах пат!", что в переводе с армянского означает: "добротная кладка!". Так отец с сыном помирились, а монастырь стали называть Ахпатом.
Кстати, комплекс в полной мере оправдал свое название: за время своего существования он пережил не одно землетрясение, но выстоял. Сегодня Ахпат представляет собой сложный архитектурный комплекс, по размерам напоминающий небольшой город, где легко заблудиться: постройки, возведенные вокруг монастыря, образуют лабиринты с множеством переходов.
Крепость и монастырь Ахтала
Архитектурный комплекс расположен на плато в ущелье реки Дебед. История этого места официально начинается с X века, когда была построена крепость под названием Пгндзаанк. Это было стратегическое оборонительное сооружение Ташир-Дзорагетского царства. Спустя два века, в 1188 году по приказу принцессы Мириам из рода Кюрикян, в крепости была построена церковь Пресвятой Богородицы.
Особо примечательны фрески этого монастыря общей площадью в 960 квадратных метров, датируемые началом XIII столетия. По площади росписи, по стилю, а также по богатству и разнообразию сюжетов аналогов им нет не только в Армении, но и во всем Кавказском регионе.
С церковью Пресвятой Богородицы связана очень интересная история. В купольной части алтаря изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем на руках. Однако лицо Богоматери повреждено. Как повествует история, в XIV веке Тамерлан, зайдя в монастырь, видит, что там никого нет. Но в тот же момент вдруг раздается плач ребенка. Тамерлан понимает, что в задней части церкви есть убежище. Кстати, эти убежища, куда люди поднимались и прятались, сохранились до сих пор. Однако, полководцу так и не удается отыскать ход, который туда вел. И тогда он приказал своим воинам принести пушку и расстрелять церковь. В результате лицо Богоматери было повреждено. Однако монастырю чудом удалось устоять…
Солнце, горы и… шашлык: Ахтала снова зажгла>>
Дело в том, что церковь с четырех сторон украшают барельефы в виде крестов, а самый большой из них находится на восточной стороне. Если посмотреть на него, то можно увидеть, что посередине креста - пустота. Ядро, выпущенное из пушки, ударило в самую середину креста и отлетело, не разрушив храм.
Село Одзун
Это одно из самых известных сел Армении. Путешественников оно привлекает прежде всего своим расположением: находится Одзун на величественном плоскогорье левого склона Дебедского ущелья. С севера село ограничено хребтом Вираайоц, с юга-востока — хребтом Гугарац, а с юга — Базумским хребтом. Подняться туда необходимо по серпантину каньона. Дорога в некоторой степени опасна, но радует своими прекрасными видами. А закаты и рассветы здесь - изумительные.
"Змеиный пуп" Одзуна: где в Армении можно отведать "золотой воды">>
Однако, помимо географического расположения, Одзун примечателен также своей древностью. Это одно из старейших поселений Таширской области, которое было его столицей в Средневековье. В окрестных пещерах были найдены рукописные дневники, свидетельствующие о том, что село являлось крупным культурным центром.
Одзун - родина святого Ованеса III, ставшего Католикосом всех армян в 718 году. Ованес III Одзнеци был ученым-богословом и правоведом, за что в народе его прозвали Имастасером (Любомудрым). Это был один из выдающихся представителей армянского духовенства. Именно ему принадлежит первое в своем роде собрание армянских церковных канонов. Но самая большая заслуга католикоса заключается в том, что во времена арабского владычества в Армении он сумел остановить насильственное обращение христиан в ислам.
И это еще не все. Знаменит Одзун и одноименным монастырем, который находится на центральной возвышенности села и виден почти из любой его точки. Согласно преданию, в I веке апостол Фома добрался до Одзуна и на месте будущей церкви помазал двух епископов и пять священников. Отсюда название поселения: "одзел" (в переводе с армянского — "помазать"). Известно, что апостол Фома принес с собой плащаницу Христа, которая, согласно преданию, захоронена под алтарем церкви Святой Богородицы.
В IV веке на месте древнейшего храма Григорий Просветитель построил церковь, которая представляла собой однонефную базилику. Впоследствии его реконструировал Ованес Одзнеци, и именно тогда он принял нынешний вид.