В регионе вводится особое положение. Для обеспечения порядка только в Керчи задействовали свыше девяти тысяч военнослужащих, вертолеты, сторожевые катера. Военные необходимы, в первую очередь, для принудительной госпитализации тех, кто не хотел добровольно обследоваться на наличие заболевания. Как водится в таких случаях, информация строго дозирована - слово "холера" не упоминается. Но люди умирали: организм быстро обезвоживался, обострялись хронические заболевания, затем потеря пульса и смерть.
Армения. Прошел слух, что зафиксирован случай заболевания и у нас. Минздрав опровергает. Откуда слух?
Из пионерского лагеря Кировакана в Ереван привозят мальчика с тяжелым инфекционным заболеванием. И сразу же: потеря пульса, смерть. Подозревают холеру. На ноги поднимают всю службу эпидемиологического надзора - неужели холера? Подозрения усиливаются оттого, что в соседнем Иране она есть.
Рассказывает участник тех событий. Базовая специальность патоморфология, доктор медицинских наук, профессор, впоследствии министр здравоохранения Армении Арташес Вартанович Азнаурян.
- Чтобы предотвратить проникновение инфекции в страну, на армяно-иранском пограничном пропускном пункте тотчас предприняли превентивные меры. Провели тщательный осмотр девятисот десяти пассажиров, приехавших из Ирана в Армению. Семьсот сорок из них прибыли через пропускной пункт Мегри, сто семьдесят – авиарейсом Тегеран-Ереван.
- И что?
- Признаков холеры не обнаружили.
- А мальчик?
- У мальчика оказался токсикоз.
- У страха - глаза велики?
- Это так.
Заметим, в таких случаях лучше, чтоб больших глаз было как можно больше. Во время "Холеры-70" пришлось создавать специальные пункты обследования, через которые только в Одессе прошло почти 200 тысяч человек. В Керчи начались беспорядки - были попытки несанкционированных переходов карантинной зоны. В сентябре 1970 года карантин был снят. Сколько человеческих жизней унесла холера - установить не удалось.
Краснуха и коклюш наступают в Армении, дифтерия на подходе – каких еще болезней ждать?>>
Итак.
1840 год, Эриванский уезд, Александрополь, (ныне Гюмри). Санитарно-эпидемиологическая обстановка в пределах "три холеры, две чумы", была, можно сказать, в норме и опасности не представляла.
1970 год. Холерная беда нас миновала.
2019 год. Взято из специальных источников. "Вспышки эпидемической холеры обычно возникают в тех странах, где отсутствует нормальная утилизация отходов жизнедеятельности человеческого организма, где не хватает безопасной (не зараженной) питьевой воды. Как правило, речь идет о беднейших странах Африки и Латинской Америки".
Оглядываемся вокруг. Что видим? Мы не Африка, не Латинская Америка, не самая богатая, но и не самая бедная страна в мире. Мы - Армения.
Насчет утилизации отходов. Мусор - куда ни глянь. Процесс его утилизации практически нулевой. Что на улицах, что во дворах, что в городе, что на селе.
Севан цветет, Раздан загажен (людям почему-то нравится сваливать мусор в такие места, где еще сохранилась природа), на улицах, в подъездах, под ногами - грязь. Не дай Бог, случится вспышка эпидемии, ругать и штрафовать "Санитэк" нет никакого смысла. "Эль-Тор" или какая-нибудь другая гадость станет торжествовать победу, а мы подсчитывать потери. Как человеческие, так и материальные. Чего ждем, господа из муниципальных организаций, мэрий, кабинета правительства?
Социальный эксперимент в сердце Еревана: поднимут ли прохожие мусор возле урны?>>
Мусор всегда будет побеждать чистоту, поскольку для того чтобы он появился, особых усилий делать не надо.
Усилия требуются для наведения чистоты, предохраняющей от холеры, чумы и других эпидемий.