Всего лишь одна сделка с С-400 "Триумф" может взорвать три геополитические оси

© Sputnik / Александр Вильф / Перейти в фотобанкТранспортно-пусковые установки зенитного ракетного комплекса С-400 "Триумф"
Транспортно-пусковые установки зенитного ракетного комплекса С-400 Триумф - Sputnik Армения
Подписаться
Кажется, стороны, схлестнувшиеся вокруг турецкой сделки по покупке российских С-400 "Триумф", вплотную подошли к опасной черте. Во всяком случае министр иностранных дел Турции Чавушоглу, комментируя сложившуюся ситуацию с американскими санкциями, пригрозил ответными шагами, которые коснутся авиабазы Инджирлик, используемой американской военной авиацией.

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

В данном контексте проблема состоит в том, что номинально авиабазой Инджирлик пользуются не США, а НАТО. Именно в рамках сотрудничества в Североатлантическом альянсе и предоставляет официальная Анкара аэродром своим партнерам. А это значит, что если турки решат прикрывать авиабазу, то объясняться (и скорее всего - нивелировать свои отношения) придется не с Вашингтоном, а со всем Альянсом. Собственно, чего и опасаются на Западе.

Проскользнуть между Сциллой и Харибдой

Однако одними лишь проблемами с НАТО, которыми угрожают турки, Соединенным Штатам не обойтись. При обострении взаимоотношений между Вашингтоном и Анкарой американцам (да и европейцам тоже) придется решать проблемы серьезного, геополитического масштаба как минимум по трем осям. Первая - это ближневосточная ось (Йемен – Сирия – Иран). Вторая - южно-кавказская ось (Армения – Грузия – Азербайджан). Третья - восточно-средиземноморская ось (Кипр – Греция – Евросоюз). Для Соединенных Штатов, которые в своих геополитических играх в перечисленных регионах всегда опирались на своего натовского союзника – Турцию – в сложившейся ситуации придется ой как нелегко.

Зенитный ракетный комплекс С-400 Триумф - Sputnik Армения
Сделка по С-400 отрикошетила по мировому рынку вооружений, Штатам мало не покажется

Что касается региона Южного Кавказа, где американцы прилагают колоссальные усилия, чтобы ослабить влияние Москвы на Ереван, Тбилиси и Баку, то ситуация действительно может сложиться аховая. Ведь та же Грузия, например, для которой в политическом плане США являются естественной крышей, в экономическом аспекте слишком сильно зависит именно от своего западного соседа – Турции. И каково придется официальному Тбилиси? Сможет ли он извернуться так, чтобы без потерь проскользнуть между Сциллой и Харибдой – это еще большой вопрос.

С Азербайджаном ситуация не лучше. Клич "одна нация – два государства" еще никто не отменял. В этом плане Анкара для Баку – старший друг, товарищ и брат. И что будет делать Вашингтон, скажем, если взаимоотношения между ним и Тегераном дойдут до открытого конфликта? Ведь что бы ни говорили, именно на Азербайджан в качестве своего северного военного плацдарма, в первую очередь, и рассчитывают Соединенные Штаты в случае, если придется проводить серьезную военную операцию в Иране.

Что касается Армении, то тут американцам отныне ничто не светит. Раньше Вашингтон рассчитывал на то, что, используя Тбилиси в качестве ключика к сердцу Еревана, сможет ослабить влияние Москвы в стране, в которой дислоцирована российская военная база. Однако в случае окончательного разрыва с Анкарой американцам нечего предложить Армении, которая является ближайшим союзником России и главным антагонистом Турции в регионе. Ведь еще большой вопрос, кто будет диктовать условия в Грузии:  США или Турция, обосновавшаяся в Аджарии, как у себя дома.

Закончат с Идлибом – возьмутся за курдов

Что касается ближневосточной оси, то и тут у американцев свои сложности и заморочки. Та же Турция, как оказалось на днях, в сирийском вопросе намерена "добить" своего натовского союзника. Анкара будет принуждать Вашингтон подчистую убрать курдские боевые формирования с левобережья Евфрата. А ведь Соединенные Штаты вложили десятки миллионов в то, чтобы его курдские союзники обосновались бы на сирийских нефтяных полях левобережья навсегда. Тогда рассчитывали, что хоть как-то договорятся с Турцией, однако если дело дойдет до официального развода (вплоть до выхода Анкары из Североатлантического альянса), то говорить о каких-то договоренностях не стоит.

Президенты России, США и Турции, Владимир Путин, Дональд Трамп и Реджеп Тайип Эрдоган, и генсек ООН Антонио Гутерриш в кулуарах саммита G-20 (29 июня 2019). Осака - Sputnik Армения
С-400 стали "личным оружием" Эрдогана – эксперты об игре Турции с США и Россией

А ведь уже после скандала с поставками российских С-400 встречались спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри и министр обороны Турции Акар. Однако, кажется, никакой конкретики в главном вопросе об образовании буферной зоны к востоку от Евфрата не удалось достичь. Турки безоговорочно требуют вывести оттуда всю тяжелую бронетехнику, да и вообще все вооруженные курдские формирования. Американцы понимают, что, сделав такое, признают свое полное и безоговорочное поражение на сирийском политическом треке. В итоге будут продолжать прилагать совместные усилия в вопросе создания зоны безопасности"…

Правда, воодушевляться в данном контексте и Турции не стоит, поскольку основными игроками на сирийском военно-политическом плацдарме все равно остаются Дамаск, Москва и Тегеран. Для них первостепенной, основной сверхзадачей является (и остается) территориальная целостность самой Сирии. А это значит, что закончат с Идлибом (к тому, собственно, и идет), возьмутся за курдов. Однако не гнать будут, как на это рассчитывает Анкара, а попросту переподчинят законному, избранному руководству, которое сидит в Дамаске.  В итоге ничего там не светит ни туркам, ни американцам, рассчитывающим, что курды организуют марионеточное государство под своей крышей.

Еврейские чиновники боятся Турции, как огня, потому предпочитают санкции

Что же касается Ирана, то тут вопрос отдельный, и для Вашингтона – самая большая головная боль. Ведь Анкару и раньше не особо воодушевляли прожекты американцев (анти-иранские санкции и полнейшая нефтяная блокада Тегерана). Можно предположить, какой будет позиция Анкары по Ирану, после того, как она вдрызг разругается со своим натовским партнером. Можно предположить, что, как минимум, нефть и газ у иранцев Турция будет покупать демонстративно… Ну, если не дожмет своих других натовских союзников – европейцев – на треке кипрской проблемы и не начнет добывать для себя энергоносители там.

Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 - Sputnik Армения
Конфликт США с Анкарой из-за F-35 способен взорвать изнутри Североатлантический Альянс

Там, собственно, противостояние Евросоюза с Турцией сейчас только начинается. Анкара на днях заявила, что готовится отправить в зону конфликта еще и четвертую буровую баржу, которая будет искать газ у берегового шлейфа Кипра, несмотря на санкции, которые уже начала применять по отношению к ней Европа. Правда, саму Анкару санкции, объявленные европейцами, совсем не впечатлили.

Более того, уже в пятницу стало известно, что Еврокомиссия выплатила Турции очередной транш в размере 1.41 миллиарда долларов, которые будут направлены на поддержку беженцев и их сообществ. Отмечу, это вместо того, чтобы прибегнуть к жестким мерам, которые заставили бы Анкару отступить от Кипра. Скажем, вынести вопрос о кипрском шельфе на повестку дня Совета безопасности ООН.

Нет, европейские чиновники погрозили какими-то финансовыми санкциями, на которые туркам, если честно, действительно наплевать, поскольку в плане энергоносителей страна действительно оказывается в безвыходной ситуации. Турки на 99% процентов зависят от купленной нефти и газа, и эта проблема волнует Анкару гораздо больше, нежели какие-то европейские санкции. А конце концов она может пригрозить отправить в Европу какое-то энное количество беженцев. В итоге получается так, что европейские страны – члены Евросоюза не в состоянии защитить интересы своих союзников - Кипра и Греции - от страны, которая в Евросоюзе не состоит.

Лента новостей
0