Прогуливаясь по центру Еревана, нередко можно встретить седовласого мужчину в морской форме и в фуражке. Это – 85-летний капитан первого ранга Вреж Мушегович Оганесян.
"Спросят, откуда у армян тяга к морю, я и припомню этим невежам все!" - история подводника>>
Когда он идет по улице, то при каждом шаге слышен звон множества медалей на его кителе. Вслед ему оборачиваются почти все, но чаще – дети. Они с интересом рассматривают его форму и пытаются понять, откуда в Армении, где нет моря, взялся офицер Военно-морского флота. Иногда Врежа Мушеговича расспрашивают об этом, и он с удовольствием рассказывает свою не столь простую, но интересную историю.
В 1952 году в школу, где учился Оганесян, пришли советские офицеры и стали рассказывать о преимуществах жизни моряков, заманивали красотой погон и парадной формы. Вреж Мушегович не подался на эту "провокацию" и удрал с мероприятия. Но на следующий день узнав, что многие его друзья включены в списки поступающих в Черноморское высшее военно-морское училище имени Павла Нахимова, сам туда попросился.
Из Армении в Севастополь тогда уехали в общей сложности 107 юношей, но окончить училище суждено было далеко не всем – всего семерым. Оганесян поступил на штурманский факультет, который привлек его своей "чистотой": в отличие от артиллерийского и минно-торпедного, тут не надо было марать руки солидолом.
"Лишь после поступления осознали, где мы, и что происходит. Нам раздали постельное белье и приказали наполнить чехлы для матрасов соломой. Стало ясно: как дома уже не будет. Мы только там осознали, что практически не знаем русского, а обучение будет вестись именно на этом языке. А когда в поликлинике я не смог объяснить, что у меня болит горло, почувствовал унижение. Именно после этого я решил выучить язык и сделал это", - рассказывает Оганесян.
Он впервые отправился в плавание, когда стал сержантом. Вместе с однокурсниками обошел на судне Европу за 27 дней и успел повидать многое, но больше всего ему запомнился Бискайский залив. Ведь там потерпели крушение многие корабли. Несмотря на опасения, погода была замечательной, и плавание завершилось успешно.
"Больше всего в мореходстве меня привлекала свобода морского горизонта и чистый воздух. Стоишь на мостике, и ветер с запахом моря бьет прямо в лицо, от этого душа начинает петь", – вспоминает он и перебирает фотографии, сделанные еще в училище.
Оганесян признается, что, плавая в северных морях, мечтал перебраться на юг и создать семью. Однако судьба за него уже все решила. Как-то в поезде он познакомился с племянником будущей супруги, стал поддерживать связь с его семьей, писал письма. А когда приехал на родину и встретил Ирину, то понял, что она и есть его судьба.
Уговаривать ее пришлось долго, но первая же романтическая прогулка завершилась походом в ЗАГС и прочным браком. У него одна-единственная дочь, но всех своих воспитанников и учеников Вреж Мушегович считает родными и ласково называет "саник" (крестник – ред.). На протяжении многих лет Оганесян преподавал в военных вузах Армении.
А бывшие курсанты, многие из которых уже стали генералами, отвечают взаимностью и гордятся своим неповторимым наставником, который за подготовку военных кадров указом президента получил повышение и после того, как "сошел на берег", стал капитаном первого ранга. Это – большая редкость.
"Я всегда относился к ребятам, как к своим детям, пытался понять их, и это только положительно отражалось на дисциплине. Однажды, когда меня пытались перевести из одного военно-учебного заведения в другое, "саники" устроили бунт и потребовали "вернуть деда". Это было очень волнительно. Значит, не зря живу", – говорит он.
Вреж Мушегович признается, что ни секунды не жалел о том, что 67 лет назад напросился в училище и ощутил любовь к морю. Ведь на протяжении всей своей преподавательской деятельности он делился этой любовью, а еще свободой, которую когда-то вдыхал на капитанском мостике.