ЕРЕВАН, 28 июл — Sputnik, Лилит Арутюнян. Один из самых шумных и веселых праздников армян приходится на середину лета и носит звучное название "Вардавар". Каждый год его с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Хотя с особым размахом его отмечают именно дети. Ведь суть празднования заключается в том, чтобы обливать друг друга водой.
Туристам, оказавшимся во время Вардавара в Армении, следует учесть, что обливать можно всех, независимо от пола, возраста, социального статуса и семейного положения! Нередко ведра воды с шумным плеском выливаются также на проезжающие автомобили. Разумеется, и в этом случае, ни марка, ни год производства не имеют никакого значения. Обижаться ни в коем случае нельзя, ведь, по преданию, вода в этот день наделяется магическими свойствами и способна очистить от грехов.
Откуда пошло название? Единого мнения, откуда пошло название праздника, нет. Бесспорно лишь то, что корни его уходят в языческую культуру древних армян.
Языческие традиции
Самая распространенная версия связывает Вардавар с богиней любви и красоты Астхик, а также с любовью между ней и богом огня Ваагном. Астхик разливала по земле воду и осыпала ее розами, даря людям любовь. Однажды богиню похитил бог смерти, но Ваагн спас свою возлюбленную. В память об этом каждый год армяне стали дарить друг другу розы и обливаться водой. "Вардавар", в таком случае, переводится как "осыпать розами" ("вард" — роза).
По другой версии, название праздника восходит к хеттскому "вард" (вода) и "арр" (мыть), что трактуется как "водополивание". Согласно одному из преданий, в этот день молодой человек по имени Вардан победил злодея, бравшего красивых девушек в рабство в обмен на право использовать воду на его землях.
Помимо этого, праздник связывают также с богиней любви и плодородия Анаит, поскольку "вардавар" можно разделить также на слова "вард" - "роза" и "вар" - яркий. А именно розами украшали золотой бюст Анаит.
Христианские традиции
По распоряжению первого армянского католикоса Григория Просветителя, праздник Преображения Господня был назначен на первый день нового года по армянскому календарю (11 августа) - когда отмечался языческий праздник. Так обряды и традиции (обливать друг друга водой и выпускать голубей) сохранились. Церковью же было дано христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубице Ноя.
Однако в VI веке католикос Мовсес II включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим и выпадает на период с 28 июня до 1 августа.
Утром в церквях по всей стране проходит литургия, посвященная Преображению Господню. Также в этот день проводится освящение воды и благословение фруктов.
В некоторых регионах принято выпускать голубей в небо - это символизирует окончание всемирного потопа, о котором также напоминает всеобщее обливание.
"Водные" праздники других народов
У восточных славян распространен праздник под названием "Иван Купала". Отмечается он в день летнего солнцестояния, и посвящен наивысшему расцвету природы. Обязательным обычаем этого дня является массовое купание с обливанием друг друга водой. По преданию, с этого дня из рек выходила нечисть, а вода наделялась живительными и магическими свойствами.
В Таиланде новый год отмечается с 13 по 15 апреля и называется Сонгкран. В это время заканчивается жаркий сезон (как известно, в Таиланде различают три времени года: сезон дождей, холодный сезон и жаркий сезон), за которым следует сезон дождей. Его начало знаменует праздник Кхао Пханса. Тайская молодежь в этот день обливает друг друга водой, поскольку вода означает очищение от всего негатива, накопленного за прошедший год.
На середину апреля приходится главный национальный праздник в Бирме, который празднуют на протяжении пяти дней с кульминацией в день Нового года. В течение первых четырех дней фестиваля бирманцы обливают друг друга водой, "смывая", таким образом, грехи уходящего года.