Таманян и другие космические величины современной армянской архитектуры придали Еревану облик современного города в рекордно короткие сроки. Но чего-то не хватало, какой-то детали. Быть может – мелочи, а скорее всего – перчинки: неожиданной и пряной, закручивающей неповторимый вкусовой вираж в обрамлении многих изюминок. Такой перчинкой и стала улица Саят-Новы.
Вначале она как бы вытекала от оперы из улицы Барекамутян (сейчас проспект Баграмяна) и тянулась до улицы Ханджяна. Дальше был мостик через Гетар - к Дому радио. А участок от него до улицы Чаренца, продолжение Саят-Новы, назывался улицей Лермонтова. Потом этот отрезок метров в 200 длиной тоже присоединили к Саят-Нове, но не из нелюбви к Михаилу Юрьевичу, а потому что так было логичнее.
Улица Саят-Новы утопала в цветах - розах, в основном (ее вначале так и называли - "улица роз") - и во фруктовых деревьях. В мае по дороге в школу можно было до отвала наесться черешни, висящей прямо над головой пятиклассника. Здесь были совсем неклассические газоны, водоемы с рыбками и озеро с лебедями ("Лебединым" же и названное). На берегу озера поставили статую обнаженной стройной девушки, играющей на арфе – для весомо пуританского Еревана это было неслыханным прорывом в вольнодумство.
Фрукты с деревьев, конечно, рвали - дети, но не взрослые, рыбок почему-то никто не пытался выловить, а в лебедей не швырялись камнями. Полиэтиленовые пакеты с мусором в озеро и бассейны не кидали, возможно, потому, что таковых не было. Ну, не потому же, что средний уровень воспитанности был неизмеримо выше, чем сейчас - не поэтому, что вы, что вы...
Некоторые технические решения были новыми, тогда невиданными. Например, полоса, разделяющая встречные потоки автомашин, была выполнена алюминиевыми колпачками, скрывавшими и лампы для ночного освещения линии, и специальные устройства, которыми улица поливалась. Освещение тоже сделали, будто из фантастического фильма: вдоль пешеходной части стояли светящиеся разноцветными огнями цилиндры – даже вечером буднего дня человека не покидало ощущение праздника.
И вдруг, в контраст всему этому модерну, там, где по логике дизайна должно стоять что-нибудь вроде "черного квадрата", возникает каменная стела, повторяющая оружейно-виноградные извивы древних хачкаров. А на ней высечены цитаты из стихов Саят-Новы.
Здания тоже нешаблонные, для туфового Еревана с его неоклассицизмом и сталинским ампиром – высотки за кукольным театром и напротив, над хоровым обществом. И, конечно, 14-этажная гостиница "Ани", принявшая первых гостей в конце 1970 года. В том же году она получила грамоту Союза архитекторов СССР, как лучший объект года в стране.
Изобилие без двухметровых огурцов из Турции, или Как Крытый рынок стал символом Еревана>>
А ведь в те времена реализовывались подобные проекты очень сложно - нужно было получить "добро" из Москвы, вместе с финансированием. В этом вопросе большую роль сыграл, по свидетельству архитектора Рубена Асратяна, руководитель армянского "Интуриста" Илья Геворков – во многом его усилиями удалось получить разрешение на строительство гостиниц "Ани", "Двин", "Турист" и Дворца молодежи.
Долгое время бар ресторана "Ани" был очень престижным местом - он обслуживал иностранцев за валюту. Но в Ереване никогда не было ничего невозможного и, при желании, можно было поразить девушку, пригласив ее туда. Правда, на сумму, отданную в том баре за бутылку шампанского, пару-тройку чашек кофе и шоколадную плитку можно было раза три наесться до отвала, скажем, в ресторане гостиницы "Ереван". Но, мы же не экономим на девушках, правильно?
Изобилие без двухметровых огурцов из Турции, или Как Крытый рынок стал символом Еревана>>
Вообще, к строительству и оформлению улицы Саят-Новы привлекли лучших художников, скульпторов и архитекторов – Рипсиме Симонян, Степана Кюркчяна, Амаяка Бдеяна, других… Собственно, особо "привлекать" никого и не было необходимости, люди охотно откликались на любое предложение поучаствовать в создании уникальной атмосферы. Им это удалось полностью.
А в самом конце улицы было кафе, которое очень любили ереванцы – на его стене была фреска Минаса Аветисяна, изображающая ашуга. Ну - какие краски у Минаса, можно себе представить, какие изобразительные способы – тоже. Потом на месте кафе появился целый комплекс, а фреска до сих пор находится в его фойе.
После улицы Саят-Новы, специалисты разных сфер градостроительства в оформлении новых ереванских улиц вольно или невольно стали подстраиваться под нее – настолько она понравилась. Правда, это были уже отдельные фрагменты, вкрапления. Порой, очень удачные. А улица Саят-Новы осталась цельным ансамблем.