ЕРЕВАН, 7 авг – Sputnik, Давид Галстян. После революции плачевная ситуация, сложившаяся в горнорудной сфере Армении, оказалась в центре внимания властей и общественности. Но новые "правила игры" в этой сфере с момента "бархатной революции" до сих пор еще не установлены.
Еще в мае 2018 года новоизбранный премьер-министр Никол Пашинян заявил, что правительство не намерено закрывать или приостанавливать работу месторождений металлических полезных ископаемых, однако за их деятельностью будет следить со всей строгостью. Тогда же премьер отметил, что проверки с целью выявления и устранения причиняемого окружающей среде, здоровью населения и государству затронут сразу 28 компаний.
Факт, что при прежних властях рудники в Армении разрабатывались "варварски" не вызывает сомнения.
Безответственный подход к разработке рудников, а также прописка многих компаний в офшорах заставили новые власти обязать горнорудные компании до 30 ноября 2019 предоставить информацию о своих реальных владельцах.
Однако власти пока не нашли "золотую середину" между экологией и экономической целесообразностью.
30 января 2019 года российская горнодобывающая компания Polymetal завершила продажу золото-полиметаллического месторождения в городе Капан (на юге Армении) британской компании Chaarat. Polymetal купил актив в апреле 2016 года за 38 миллионов долларов.
Капан (Шаумянское месторождение – ред.) был самым мелким месторождением в портфеле Polymetal с высоким уровнем затрат. Именно высокая стоимость добычи ископаемых называется основной причиной продажи актива.
При этом, по данным Sputnik Армения, в продаже не последнюю роль сыграла неопределенность политики новых армянских властей в этой сфере.
С другой стороны, генеральный директор золотодобывающей компании Chaarat Gold Артем Волынец сказал в интервью Sputnik Армения, что политические изменения в Армении стали важным фактором при принятии компанией Chaarat Gold решения об инвестициях в экономику республики. Компания, по его словам, рассчитывает получить большую прибыль в Капане.
Сейчас Polymetal активно развивает свою деятельность в Казахстане, флагманским проектом компании является проект "Кызыл" (месторождения Бакырчик и еще не разработанный Большевик). Он был приобретен компанией Polymetal в 2014 году (введен в эксплуатацию в июне 2018 года) за 618,5 миллиона долларов. Это стало крупнейшим приобретение за историю компании.
Часть золотосодержащего концентрата идет на переработку в Россию, после чего возвращается в слитках сплава доре. Учитывая элемент интеграции в данном проекте, кредит на разработку Кызыла в размере 80 миллионов долларов для Polymetal открыл Евразийский банк развития (ЕАБР).
Горнорудная сфера входит в приоритетные направления проектов ЕАБР, и в банке не исключают что могут финансировать подобные проекты и в Армении, если последуют соответствующие заявки.
"Интерес стабильно высокий вне зависимости от страны. С другой стороны, мы не можем взять и "за шиворот" притащить (компании - ред.) к себе. Все проекты должны иметь инициатора, и по сути такая работа должна иметь заявительный характер", - отметил заместитель председателя правления ЕАБР Амангельды Исенов.
Если в случае с Polymetal не все так однозначно, то в вопросе Lydian Armenia ситуация намного более однозначная. Вопрос (не)разработки Амулсарского месторождения - одна из главных проблем для властей Армении. Природоохранные активисты считают, что пыль от Амулсарского золотого рудника может быть опасна для Джермука, а через грунтовые воды может дойти до самого большого пресноводного водоема Армении - озера Севан. В компании, естественно, говорят о другом.
Владелец рудника - компания Lydian Армения (дочка международной компании Lydian International) провела оценку воздействия рудника на окружающую среду, которая была принята в Минэкологии, однако после смены власти новое руководство страны потребовало повторную экспертизу.
Уже в который раз активисты перекрывают дорогу к месторождению, в последний раз, в том числе, для представителей Следственного комитета. Внутри самой власти также нет единого подхода по столь болезненному вопросу. Ответов от правительства требуют даже депутаты от руководящей партии.
Ситуация отягощается давлением на правительство не только со стороны активистов и компании Lydian, которая намекает на возможность международного арбитража, но и заинтересованными и связанными с Lydian странами.
По данным Sputnik Армения из компетентных источников, вопрос Lydian – один из самых сложных в повестке армяно-американских отношений. В Вашингтоне ожидают как можно быстрого решения вопроса, иначе ни о каких новых американских инвестициях в Армению (в чем правительство остро нуждается) не может идти речи.
Об этом на днях заявил даже вступившийся за экологических активистов всемирно известный музыкант, фронтмен культовой рок-группы System of a Down Серж Танкян.
В этих условиях решение проблемы в ближайшей перспективе весьма туманно.
Проблемы в сфере только Амулсаром не ограничиваются. Подобные вопросы время от времени возникают и вокруг других рудников и заводов. С октября 2018 года по требованию Инспекционного органа по охране природы и недрам при правительстве Армении стоит медеплавильный завод в Алаверди. Сейчас разгорается скандал, связанный с целостностью и стабильностью хвостохранилища на руднике Техута.
Армянские власти стоят перед сложным выбором. "Токсичное наследство" прежнего руководства продолжает отравлять им жизнь. На кону их рейтинг, рабочие места, инвестиции. "Золотая середина" пока не найдена.