Жаркое лето в Армении в этом году преподнесло много неприятных сюрпризов в виде пожаров. То здесь, то там можно увидеть густые столбы дыма. Насколько пожарным службам удается справиться с нештатными ситуациями, как обстоят дела с материальным обеспечением МЧС и о многом другом корреспондент Sputnik Армения побеседовал с руководителем ведомства Феликсом Цолакяном.
— Феликс Хостегович, сотрудники МЧС периодически жалуются на тяжелые условия работы, недостаточное финансирование. Так, на днях в прессе была информация о том, что некоторые работники пожарно-спасательной службы подали заявления об увольнении. Так ли на это?
— Информация не соответствует действительности - никто никаких заявлений не подавал. Но график действительно тяжелый, это так. В спасательной службе был приказ чаще проводить пересменку, чтобы вместо прежних трех дней, пожарники отдыхали день или два. Но я несколько дней назад отменил этот приказ. Однако, люди, работавшие внеурочно, получат дополнительные выплаты.
Проблемы в основном начались после серии пожаров в Сюникской области. Тушение пожаров в лесной полосе потребовало от нас дополнительных ресурсов, наши сотрудники были вынуждены работать по крайне напряженному графику. Но сейчас все успокоилось, режим работы изменился.
Скажу больше, желающих работать у нас много. Да, зарплаты крайне низкие, особенно это касается рядового состава. Скоро мы представим на обсуждение правительства предложение повысить зарплату рядовому личному составу. Речь идет о повышении на 20 и более процентов.
— Как обстоят дела с кадрами? Их достаточно для решения задач по всей территории республики?
— Есть дефицит кадров, особенно в областных спасательных отрядах. У нас есть резервы – это выпускники нашей академии МЧС. Мы хотим их трудоустроить, но есть проблема штатов.
— Если не ошибаюсь, МЧС является рекордсменом по количеству принятых на работу людей с инвалидностью. Этот процесс и сейчас продолжается?
— Да, эти люди работают в экстренной службе "911", потому что работать в других подразделениях они не могут в силу своих физических возможностей. Это добросовестные работники, возможности и потенциал которых очень востребован.
— Как обстоит ситуация с техническим оснащением ведомства?
— В последние годы уровень оснащения довольно улучшился. Конечно, есть дефицит техники. Мы до сих пор используем пожарные машины марки ЗиЛ производства 80-х годов. Очень нуждаемся в новых пожарных машинах. Их недостаточно и в Ереване, и в отдаленных регионах.
Хотим создать добровольные пожарные отряды, дать им технику. Но новую. К примеру, есть отдаленные общины – это село Хачик в Вайоц Дзорской области. Или село Татев в Сюникской области. Не дай Бог, если что-то случится, то нам очень трудно своевременно отреагировать. Несколько месяцев назад мы получили из Японии 18 машин.
Сильный пожар на территории парка Победы в Ереване>>
Сейчас ждем еще 22, которые должны прибыть в октябре-ноябре этого года. Кроме того при содействии армяно-российского центра гуманитарного реагирования получили 26 единиц техники.
— Кстати, как развивается сотрудничество с российским МЧС?
— Мы активно работаем. Эти 26 единиц техники принесут нам огромную пользу, так как среди них есть малоразмерные средства. Мы можем эти средства направить туда, где до сих пор при ликвидации самых примитивных ЧС используются большие машины.
— Оцените уровень информированности наших граждан об угрозах ЧП, пожаров, учитывая аномальную временами жару?
— Вы знаете, что мы периодически сообщаем об угрозе пожаров – с помощью СМС, посредством СМИ. Но, должен сказать, что вспыхивающие здесь и там пожары в основном вызваны человеческим фактором. Нельзя во всем винить жару. Говоря о человеческом факторе, я имею в виду неосторожность, разгильдяйство.
Нередко случаются происшествия, которые вызывают подозрения. К примеру, недавно недалеко от монумента "Мать Армения" вспыхнул пожар сразу в трех местах. Стихийно пожар не может возникнуть сразу на трех участках. Мы сейчас выясняем обстоятельства этого происшествия.
То же самое было недавно у мемориала "Цицернакаберд". Позвонивший в МЧС гражданин сказал, что своими глазами видел, как кто-то поджог траву и скрылся. Потом, во время расследования, человек который звонил изменил свои показания.
Крупный пожар у Цицернакаберда: огонь тушили несколько часов>>
В любом случае, мы пытаемся максимально пристально следить за всем этим. У нас есть специальное управление по расследованиям пожаров. Они анализируют происшествия, по некоторым из них затем возбуждаются уголовные дела.
— В целом, успеваете своевременно отреагировать, учитывая частоту пожаров в последние недели?
— Статистика пожаров такова: в первом полугодии прошлого года было 1300 пожаров. В этом году, за такое же время - 2900 пожаров. Именно поэтому мы работали по крайне напряженному графику.
К сожалению, большая часть этих пожаров начинается с травяного покрытия. Это результате небрежного отношения людей к этим территориям. Эти участки нужно своевременно поливать, а если поливать невозможно, то хотя бы траву нужно выкосить. Всего этого не делается, в итоге вспыхивает пожар, что и является причиной той напряженной и тяжелой работы, о котором мы вначале беседы говорили.
Недавно правительство выделило нам 260 миллионов драмов, чтобы мы закупили первичные средства пожаротушения, обмундирование для наших сотрудников и другие необходимые для службы вещи. Правительство также выделяет 700 миллионов драмов для ремонта помещений пожарных служб. Речь идет как о столичных, так и о региональных подразделениях пожарно-спасательной службы.
Крупный пожар близ ж/д станции "Туманян", горят цистерны с бензином — видео>>
Бывают случаи, когда наши пожарники буквально ценой своей жизни тушат огонь. Очень тяжелая у них работа. Недавно в Ереване тушили цистерну с газом, и если бы она взорвалась, то пострадали и наши сотрудники, и расположенные вблизи жилые дома.
— Каков уровень взаимодействия с другими госучреждениями?
— У нас есть законодательные бреши по многим вопросам. Нужна конкретика в том, что касается выполнения госорганами своих функциональных обязанностей. Думаю, что у нас до сих пор по инерции сохраняется привычка сваливать друг на друга ту или иную функцию. Но вместе с тем я вижу, что проблемы постепенно решаются.