Была глубокая ночь. В машине, петляющей по горным дорогам, находились двое: на заднем сиденье доктор Рошаль и сбежавший из тюрьмы убийца за рулем.
Декабрь 1988 года. Леонид Рошаль прилетел в Армению, чтобы помочь пострадавшим в результате страшного Спитакского землетрясения. С собой он привез группу детских хирургов-травматологов, реаниматологов: им также выпала удача помогать. Были, представьте себе, времена, когда выпавшая возможность помочь Армении считалась удачей. Кому не везло, те обижались (заметим: приехавшие в Армению детские врачи помогали не только пострадавшим от землетрясения, но и выезжали на обычные вызовы).
И вот едут как-то доктор Рошаль с незнакомым парнем на север Армении, и вдруг машина застревает на перевале. Ждут помощи, делать нечего, завязался разговор.
Дальше уже рассказывает сам Рошаль:
– А вы прежде где работали? – интересуется доктор.
– А я не работал, – отвечает водитель.
– И что же в таком случае вы делали?
– Сидел в тюрьме, – объясняет парень.
– За что сидели?
– За убийство.
Нарочно не придумаешь: как армянского мальчика назвали в честь русского подполковника>>
Согласитесь: когда ночь, вокруг – только горы, а рядом убийца, то приятного в этом мало, даже с учетом того, что доктор прилетел в Армению не коньяк пить, а детей спасать, и убийца, вроде как, должен был это учесть. Аргумент, как говорится, слаб, но все-таки…
Дальше выясняется следующее. Жена молодого человека изменила ему, и он, горячий кавказский парень, ее убил. Его судили и посадили в тюрьму. А тут произошло Спитакское землетрясение. Заключенный бежит из тюрьмы, но не домой: он устраивается водителем, чтобы помогать попавшим в беду.
– Как только все закончится, войдет в нормальное русло, вернусь обратно, – заверяет парень доктора Рошаля, избавляя его от опасений за свою жизнь и, напротив, порождая уверенность, что с таким водителем будет надежнее.
Доктор тогда не знал, что потом из мест заключений, оказавшихся в зоне бедствия, под честное слово будут отпущены десятки осужденных, и не будет ни единого случая обмана – вернутся все.
Автор не собирается рисовать идиллическую картину братания народа с ворами, убийцами и иными прохиндеями. Нет.
В тот год видел я и немало мародеров, трусов, просто беспомощных неумех в высоких государственных чинах, но остались в памяти не они. Сегодня, когда времена раскола и много говорится об объединении нации, вспоминаются те, у кого была совесть, у кого была честь, кто умел что-то делать. Таких было большинство.
Еще от Рошаля о нашей стране: "В Армении я бываю как в дни радости, так и в дни горести. Намедни я думал о том, что ваша страна не обладает запасами нефти, золота, но у нее есть камни и горы, и она жива благодаря таланту народа".
Чем еще запомнилась врачу наша Армения?
"Мы после Спитака создали бригаду – единственную в мире бригаду детских врачей, которая вылетает в разные страны мира (в места катастроф, войн) и оказывает помощь детям. Потому что дети не должны отвечать за глупость взрослых", - говорит Рошаль.
Таким образом, местом зарождения первой медицинской команды по спасению детей можно считать Армению, и это еще один плюс в нашу пользу.