ЕРЕВАН, 22 авг — Sputnik, Лаура Саркисян. Выход на армянский рынок бюджетной ирландской авиакомпании Ryanair позволит пассажирам из Армении летать в страны Европы по более низким тарифам, чем сейчас. Но все это пока в теории, на практике же правительству страны и международному аэропорту "Звартноц" предстоит еще решить ряд вопросов. В этом убеждены эксперты в сфере авиации.
Ранее стало известно, что авиакомпания Ryanair намерена в скором времени выйти на армянский рынок. Руководство авиакомпании уже ведет переговоры с Комитетом гражданской авиации и с представителями ереванского аэропорта "Звартноц". А 21 августа состоялась встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна с генеральным коммерческим директором авиакомпании Ryanair Дэвидом О'Брайеном.
В тот же день авиакомпания объявила о выходе на рынок Грузии. С 6 ноября 2019 года Ryanair начнет выполнять прямые рейсы из аэропортов Тбилиси и Кутаиси.
Авиакомпания Ryanair была основана в 1984 году и считается крупнейшим бюджетным лоукостером в Европе. Ryanair обслуживает свыше 1600 направлений в 29 странах мира. В компании работают 14.700 сотрудников. Она эксплуатирует 450 самолетов в основном типа B737-800.
"Ryanair отличается от других лоукостеров тем, что ей оказывает содействие само государство, в том числе и в налоговой сфере. У них нет стандартного бизнес-плана по доходам и убыткам. Низкие цены на авиабилеты обусловлены оборотом авиакомпании, а также дополнительной платой на всевозможные услуги", – пояснил эксперт в области авиации Навик Хачатрян в интервью Sputnik Армения.
Горькая ирония пассажиров: почему взлетели цены на билеты из России в Армению>>
По его словам, возможный выход лоукостера на армянский рынок откроет для местных пассажиров доступ к дешевым билетам на рейсы из Еревана в страны Европы. Однако это, с точки зрения эксперта, произойдет при условии, что руководство Армении, а также аэропорт "Звартноц" пойдут на ряд уступок.
Он пояснил, что в обмен на установление низких цен на авиабилеты компания потребует у правительства выплачивать из госбюджета роялти (постоянный фиксированный процент от продаж) за каждого пассажира. Кроме того, компания, скорее всего, будет добиваться отмены "налога на воздух", разрешения полетов в Ереван, а не Гюмри, а также снижения тарифов за обслуживание в аэропорту "Звартноц".
Отметим, что еще 30 декабря 2008 года в Армении были внесены поправки в закон о госпошлине, согласно которым с 29 марта 2009 года все вылетающие из Армении лица, кроме: детей до 12 лет, транзитных пассажиров, участников, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, вдов погибших в ВОВ, национальных героев Армении и героев Советского Союза, облагаются "налогом на воздух" при покупке авиабилета.
Налог установлен в размере 10 тысяч драмов (чуть больше 20 долларов), который включается в стоимость авиабилетов. С 2014 года для привлечения лоукостеров в Армению налог был отменен для гюмрийского аэропорта "Ширак".
Лоукостеры и пересмотр контракта c Эрнекяном – эксперт предлагает реформы в авиации>>
Если с Гюмри все понятно, ведь в аэропорту "Ширак" сложно осуществить техническое обслуживание самолетов авиакомпании из-за отсутствия соответствующего оборудования, то в случае с Ереваном могут возникнуть сложности при отмене "налога на воздух" для компании Ryanair.
В этом случае властям республики придется всем остальным компаниям из других стран как-то объяснить, почему они пошли на такие уступки.
"Существуют межгосударственные соглашения. Например, Air France уже 20 лет осуществляет полеты в Ереван, платит и "налог на воздух", и за обслуживание в аэропорту. Смогут ли наши власти объяснить руководству Франции, почему они предоставляют льготы только ирландской компании?" - сказал Хачатрян.
На вопрос, будет ли Ryanair продавать билеты на рейсы из Еревана в страны Европы за 20 долларов (такова стоимость билетов авиакомпании на рейсы из Тбилиси), Хачатрян считает, что какое-то время, возможно, и сможет, но недолго.
Летать на собственных или чужих крыльях? Что дало Армении "открытое небо">>
Сейчас перелет одного пассажира из Еревана в Европу обходится в 160 долларов. Проблема цен на билеты может решиться в случае создания национального авиаперевозчика, однако на это необходима политическая воля. А вот потенциала и кадров для решения этого вопроса в Армении достаточно, считает Хачатрян.
В свою очередь эксперт в области авиации Дмитрий Атбашьян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения подчеркнул, что наиболее выгодный для Армении вариант как раз заключается в создании национального авиаперевозчика.
По его словам, сейчас авиационная сеть Армении не соответствует оптимальному распределению пассажиропотока из Еревана, а также влияет на тарифную политику авиакомпаний.
"Пока у нас не будет собственной гражданской авиации, у нас ничего хорошего не будет. Всегда будет хуже, чем у других", - убежден Атбашьян.
Что касается ирландского авиаперевозчика, то, по мнению эксперта, в Армении пока невозможно установить такие же цены на перелеты, какие были объявлены в Грузии. Он убежден, что для этого необходимо навести порядок в аэропорту "Звартноц" и, наконец, принять воздушное законодательство.
По словам Атбашьяна, Армения стала чуть ли не единственной страной, не имеющей воздушного кодекса.