ЕРЕВАН, 27 авг – Sputnik. Три основополагающих принципа внешней политики Армении не являются чем-то новым, но необходимо подробно разъяснить их во избежание манипуляций. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения высказал заведующий кафедрой политологии Ереванского государственного университета Гарик Керян.
27 августа на открытии ежегодного съезда руководителей центрального аппарата МИД, дипломатических представительств и консульских учреждений Армении, глава ведомства Зограб Мнацаканян назвал главные принципы внешней политики страны: суверенитет, панарменизм, взаимодействие.
Определенное недоумение, по словам Керяна, вызывает наличие в перечне принципа "суверенитет".
"В международных отношениях принцип уважения к суверенитету существует издревле. После Второй Мировой войны во всех международных процессах, международных наднациональных структурах и договорах этот принцип указывается", - сказал Керян.
В некоторых странах указание этого принципа может быть истолковано иначе: Армения раньше не уважала чужой суверенитет. Таким образом, наличие этого принципа дает широкую возможность для трактовок, различных спекуляций и манипуляций. Для этого главе МИД стоит дать подробное разъяснение по данной позиции.
Что касается второго принципа – панарменизма, то, по мнению политолога, указываемое в его рамках понятие "диаспора" уже сильно затаскано. Оно часто становится предметом спекуляций как во внешней, так и во внутренней политике.
"Триединство Армении, Арцаха и Диаспоры – это не новый лозунг. Он звучал и при прежней власти - уже лет шесть. Хотя это прекрасная идея, чтобы Армения, Арцах и Диаспора выступали в качестве единого фронта, трех элементов единого целого", - отметил Керян.
"Таковыми и будут": Копыркин об армяно-российских отношениях и службе дипломата - интервью>>
Но диаспора, по словам политолога, слишком многообразная. В нее входят как потомки живущих за рубежом с XIX века и бежавших от Геноцида, так и переехавшие после независимости.
Кроме того, армяне с постсовесткого пространства имеют мало общего с армянами Латинской Америки или Западной Европы. Некоторые армяне рассматривают Армению лишь как место для туризма, что-то далекое и ностальгическое. У других с нашей страной связаны лишь тяжелые воспоминания из-за пережитых социальных потрясений и прочее.
"Люди живут в разных странах, с разной экономической ситуацией, культурой, геополитическим положением. Заявление о том, что диаспора станет важным фактором во внешней политике, вызывает множество вопросов", - говорит Керян.
К примеру, в США и западноевропейских странах армянское лобби может осуществлять эффективные программы во взаимодействии с МИД, считает политолог. В этом плане яркий пример - Израиль.
Позитивным он считает включение в список основополагающего принципа – "взаимодействие". По словам Керяна, за последние годы одним из больших недочетов армянской внешней политики было отсутствие четкого формата интеграции в региональные процессы - энергетические, транспортные и прочие.
Политолог отметил, что в течение 20 лет пропагандировалась евроинтеграция. С Евросоюзом несколько лет велись переговоры о подписании договора. В 2013 году ситуация изменилась и через два года Армения вступила в ЕАЭС. В 2017 года снова было подписано соглашение с ЕС.
Если прежние власти говорили о принципе "мы дружим со всеми - и с этими, и с теми", то новое руководство страны уже не поднимает этот вопрос.
"Эта позиция должна быть конкретизирована. Если выбрали ЕАЭС, то мы должны заявить, в каких сферах видим это взаимодействие, давая обществу отчет, насколько страна продвинулась в данном направлении", - сказал Керян.
Неслучайная челночная дипломатия: какие месседжи передал Еревану глава Минобороны Грузии>>
Таким образом, сама идея развития сотрудничества, по его словам, очень хороша. Но обществу нужно представить, какого практического результата Армения достигнет в том или ином формате этого самого сотрудничества.