Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
То, что американский президент Дональд Трамп предпочитает идти "своим путем", не оглядываясь на своих доброжелателей и союзников, понятно уже давно. Но так же понятно, что у властей Ирана нет никаких предпосылок уступать своему политическому оппоненту.
Возможность переговоров между США и Ираном остается неясной
Во-первых, президент США отнесся к рекомендации (или, скорее, к просьбе) своего французского коллеги Эммануэля Макрона более чем прохладно, сказав, что нет никакого резона встречаться с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом на полях G7.
Более того, жонглируя словами, Трамп добился-таки того, что для дипломатов так и осталось непонятным, будет ли он вообще встречаться с иранским руководством. Он заявил, что готов встретиться с президентом Ирана Хасаном Роухани "при наличии правильных, верных условий". При этом, к сожалению, не уточнил, какие условия считает "правильными и верными".
После саммита G7 в Биаррице все внимательно следили за реакцией официального Тегерана, который и сам понимал, что мяч на его поле. И следует отдать должное иранским высокопоставленным дипломатам – реакция последовала незамедлительно.
"В ходе визита в Биарриц я сказал, что встречу между президентом Ирана и Трампом представить нельзя до тех пор, пока США не присоединятся к формату "5+1" и не вернутся к исполнению СВПД. Даже тогда (в случае присоединения к формату "5+1") двусторонних переговоров не будет", – заявил Зариф.
Изначально было понятно, что на визите главы МИД Ирана в Биарриц в дни саммита G7 настаивал сам президент Франции, хотя у Зарифа, конечно же, имелись свои интересы и свое видение этой поездки. К примеру, он успел серьезно пообщаться с командой французского внешнеполитического ведомства, которая занимается иранской проблематикой. Полчаса поговорил и с самим Макроном. Еще больше времени провел со своим коллегой Ле Дрианом. Однако предположить, что "вишенкой на торте" Макрона могла оказаться встреча Зарифа с Трампом, было бы чересчур.
Волшебной палочки у французского лидера не нашлось
Подобная встреча могла бы означать лишь одно: одна из сторон в чем-то серьезно уступила. Однако ситуация на подмостках ирано-американского конфликта уже давно перешла все возможные красные линии, до которых можно было бы хоть что-то спустить на тормозах.
И как бы ни старался Макрон, даже пользуясь правами главы государства, принимающего у себя саммит "Большой семерки", какого-то реального результата ожидать не стоило. А откровенная провокация, которую устроил французский президент своему американскому коллеге, пригласив Зарифа, может еще больше усугубить ситуацию, даже если все делалось из самых благих побуждений.
Не те политические силы схлестнулись на таком высоком дипломатическом уровне, чтобы все можно было бы уладить одним мановением волшебной палочки. Палочки, которой у Макрона в Биаррице в общем-то и не было. Зато было жутко недовольное лицо Трампа, которого поставили перед фактом (это было заметно практически на всех фотографиях американского лидера из Биаррица).
Было также мстительное высказывание американского президента о том, что следующий саммит G7 он организует в Майами, в собственной гостинице – гольф-клубе. И пригласит туда своего российского коллегу Владимира Путина.
Лидер США рассорился с главами государств G7 из-за идеи вернуть Россию в группу>>
Это, конечно же, покоробило всех участников G7, чего, собственно, и добивался Трамп. Вообще тема присутствия или отсутствия Путина на саммите сломала всю тщательно выстроенную комбинацию французского президента. Как отметила одна из западных газет, над всем, что творилось в Биаррице, витала тень российского президента.
Радости это западным лидерам, конечно же, не прибавило. Ведь приехали они с намерением разрулить целый ряд конкретных проблем и, прежде всего, вопрос с Ираном. А ведь еще надо было понять, как поссорить между собой Москву и Пекин.
Все потуги оказались напрасными. Сами практически перессорились из-за того, приглашать Путина или нет. Да и с Ираном никаких подвижек не удалось достичь, если не считать заявления Трампа о готовности встретиться с Роухани "при правильных, верных условиях".
А сейчас, когда тот же Макрон, зацепившись за сказанное американским коллегой, начал уже разглагольствовать чуть ли не о том, что французская сторона готовит встречу лидеров Ирана и США, вдруг свои пять копеек вставил сам Роухани.
Европейцы выбили из рук Трампа главный козырь
Вообще то, что сказал президент Ирана Хасан Роухани в ответ на происходящее в Биаррице, следует выделить особо.
"Иран продолжит сокращать свои обязательства по ядерной сделке, если американские санкции не будут отменены. Какие-либо переговоры с США возможны только после снятия этих ограничений. В противном случае ничего не изменится", - заявил он.
Более того, иранский президент уточнил свою позицию: если США не "сделают первый шаг" и не откажутся от всех незаконных, несправедливых и неправильных санкций против иранского народа, то ситуация в отношениях между странами останется прежней.
Если к этому добавить жесткое заявление иранского министра иностранных дел Зарифа касательно нефти, то складывается взрывоопасная ситуация.
После G7 мишенью для главы МИД Ирана стали европейцы.
"Европа обязалась выполнять 11 пунктов. Они включают в себя инвестиции, гражданскую авиацию, транспорт, возвращение европейских предприятий. В качестве предпосылки для полной реализации наших обязательств мы не требуем ничего из этого. Мы хотим лишь иметь возможность продавать нефть и получать за это деньги", - подчеркнул он.
Можно представить себе состояние Трампа, которому Макрон действительно серьезно насолил, приглашая Зарифа в Биарриц. Ведь американскому президенту пришлось подставиться, говоря о теоретически возможной встрече с президентом Ирана. В результате получил в ответ сильный удар, поскольку иранская нефть на сегодня является, видимо, основной козырной картой США.
Армении нужно избегать ультиматумов - эксперт об отношениях США и Ирана>>
Стараниями европейцев эта козырная карта выбита из рук американского президента. Более того, Зариф получил повод обвинить европейцев в том, в чем они, по большому счету, не виноваты (виноваты США). И сейчас Трампу, кроме всего прочего, придется разбираться еще и с европейскими союзниками.