Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
С проектом "Турецкий поток" у Болгарии не сложилось, и случилось это в первую очередь потому, что у руководства этой страны не хватило духу противостоять давлению европейских партнеров, когда те диктовали отказ от строящегося тогда "Южного потока".
Газовый транзит – дело важное и прибыльное
Тогда София серьезно подвела своего партнера – Москву, которая уже протягивала газопровод по дну Черного моря. И можно с уверенностью говорить, что не от хорошей жизни Россия пошла на сделку с Турцией, увеличив и протяженность газопровода, и количество участников проекта "Южный поток".
Cтраны, которые предоставляют свою территорию для газового транзита, делают это не от доброты душевной, а надеются на серьезные доходы. В качестве примера можно привести ту же Украину, которая сейчас делает все возможное, лишь бы не лишиться денег за газовый транзит, который традиционно платила ей Россия.
Теперь львиную долю транзитных доходов с российского газа, поступающего в Южную Европу по дну Черного моря, будут получать не болгары, а турки. Когда в Софии спохватились и поняли, что российский газ в Европу в любом случае будет поступать – было уже поздно. Турки сориентировались вовремя.
Даже на самом высоком уровне попросили извинения у России за сбитый в небе над Латакией фронтовой бомбардировщик и убитого летчика. Лишь бы добиться примирения и сделать так, чтобы "Южный поток" прошел через их территорию и приносил бы серьезный финансовый доход именно в их казну. И, в отличие от болгар, турки этого добились.
Более того, Анкара смогла уговорить Москву, чтобы та начала строить на ее территории еще и атомную электростанцию. Работы над Аккую сейчас идут полным ходом, в отличие от работ над атомной электростанцией "Белене", которую на болгарской территории "Росатом" начал строить еще в 2006 году. Завезли дорогостоящее оборудование, потратили кучу денег.
Однако в 2009 София вдруг заморозила проект. А в 2012 и вовсе закрыла его. Можно быть практически уверенными в том, что без европейских доброхотов не обошлось, как и в случае с "Южным потоком", который принес болгарам одни лишь убытки. Тогда, когда разрабатывали "фазовый проект", говорили о полмиллиарде евро годовых доходах за транзит российского газа.
Доброхоты не понесут ответственности
В прошлом году болгары решили возобновить работы над проектом "Белене". Видимо дороговизна электричества приперла всерьез. И тут оказалось, что без "Росатома" возобновить строительство и монтаж оборудования невозможно, поскольку проект разрабатывали именно его ("Росатома") специалисты.
Несмотря на это, София вновь объявила тендер по всему миру. Участвовать наравне с "Росатомом" решили Китайская национальная атомная корпорация, Корейская корпорация гидро- и атомной энергетики, франко-германская компания Framatome, американская компания General Electric и компания, зарегистрированная в Болгарии.
Если учесть, что в свое время те же доброхоты из числа западных партнеров уже добились от болгар, чтобы те вовсе отказались от проекта "Белене" и выплатили российской корпорации "отступные" – порядка 600 миллионов долларов за срыв проекта, то можно предположить, что и сейчас советов будет немало.
Тут бы Софии уже самой конкретно определиться и понять, что их руками и их доходами оперируют и распоряжаются другие. Как было вообще с некоторыми европейскими странами, которые только сейчас начали подсчитывать свои убытки от пятилетних санкций против России, навязанных им на шею.
Трагедия в Эр-Рияде: дамоклов меч навис над ценами на нефть и американским оружием>>
По происшествии десяти с лишним лет Болгария опять приходит к тому выводу, что проект атомной электростанции, предлагаемой российской корпорацией, был наиболее выгодным и безопасным. Тамошние "патриот-националисты", которые тогда заставили руководство страны отказаться от услуг "Росатома", сегодня не отвечают ни за понесенные убытки, ни за то, что прошедшие десять с лишним лет болгары могли иметь достаточно дешевое электричество с атомной станции, построенной Россией. А ведь сейчас уже были бы введены в эксплуатацию целых два энергоблока.
София вскочила в последний вагон поезда
То же самое и с "Южным потоком", который войдет в эксплуатацию в конце текущего года. Пойдет газ из России в Южную Европу, а доход с транзита пойдет в турецкую казну. И "Южный поток" отныне называется "Турецким потоком" именно поэтому.
Правда, София попыталась вскочить в последний вагон уходящего поезда, когда стало очевидно, что Россия с ситуацией, созданной недобросовестными партнерами, справилась. И строительства газопровода по дну Черного моря не стопорилось из-за того, что София вдруг неожиданно от своих обязательств отказалась.
В какой-то момент болгарское руководство предложило свои услуги по транзиту уже внутри европейской территории. Даже "пободалось" со своими соседями. И Россия решила этот шанс своим традиционным союзникам предоставить. Так возник "Балканский поток", в котором болгары заняли свое (не последнее) место.
Фактически первый отрезок болгарского участка – а это 308 километров - газопровода "Балканский поток" будет построено к концу января 2020 года. Строить и запускать в эксплуатацию газопровод будет консорциум во главе с саудовской корпорацией Arkad Engineering.
Кстати, трубы для газопровода поставляет Россия, и 90 процентов необходимого объема для строительства уже находится на месте – в Болгарии. Диаметр трубы "Балканского потока" будет составлять 1200 миллиметров. Объемы поставок российского газа в Южную Европу (через Турцию, Болгарию и Сербию) планируются следующие.
Провальный "Асадгейт": почему американцам не удастся раздробить территорию Сирии>>
В 2020 году в Сербию будет поставлено четыре миллиарда кубометров газа. Со следующего года газопровод заработает на полную мощность. А это – порядка двенадцати миллиардов кубометров природного газа из России, поступающего в Сербию, Венгрию, Австрию, Хорватию, Боснию и Герцеговину.