ЕРЕВАН, 19 сен — Sputnik, Арам Гарегинян. Скульптор Мелик Оганян получил награду Союза изобразительных искусств Швейцарии Visarte за мемориал "Геноцида армян", установленный в Женеве. Об этом сообщает официальный сайт Visarte.
Награда вручается каждые два года. Вручение награды состоялось в галерее искусств Kunsthalle в Цюрихе.
Городские власти Женевы еще в 2008 году приняли решение установить мемориал Геноцида. В конкурсе проектов предпочтение отдали Оганяну, французскому скульптору армянского происхождения. Его работа названа Reverberes de la Memoire (что можно перевести как "Фонари памяти" или "Светильники памяти").
Мемориал состоит из девяти бронзовых уличных фонарей в старом стиле, с узорным металлическим орнаментом. Центральной фигуры здесь нет – это символизирует рассеяние армянской диаспоры.
От высоких, 10-метровых фонарных столбов отходят дугообразные ответвления, которые завершаются склоненными к земле светильниками, в форме слез. Вечером они не зажигаются, а подсвечиваются снизу, чтобы виднее было звездное небо над деревьями.
По замыслу скульптора, памятник не должен сразу же привлекать к себе внимания: всякий, кто почувствует потребность, сам к нему подойдет.
Скульптура установлена в парке Трамбле, недалеко от штаб-квартиры ООН. До этого обсуждалось несколько других его месторасположений: сначала скульптуру хотели установить в старом городе - на аллее Сент-Антуан у Женевского озера, затем – в парке Ариана, посреди зданий штаб-квартиры ООН. В конце концов остановились на парке Трамбле.
Все это время турецкая община (которой вторила азербайджанская) требовала отказаться от памятника, заявляя, что он может вызвать "ненужное напряжение". Но памятник открылся в апреле 2018 года, а на его открытие прибыл 94-летний Шарль Азнавур.
Художники и скульпторы Швейцарии отметили, что новая скульптура помогла поддержать память о событиях 1915-1923 годов. В это время, в Османской Турции и Турецкой республике были истреблены миллионы греков, ассирийцев, армян и езидов. Теперь в швейцарском обществе лучше знают об этих событиях. Таким образом, мемориал приобрел важность не только как произведение искусства, но и как часть общественной жизни.
Такую же оценку получила работа Рут Эрдт, названная "Хроники Фрайенвилля" и посвященная жителям одноименного села на севере Швейцарии. У нескольких сотен жителей села она повысила осознание принадлежности к родной земле.