Государства на планете можно разделить на две условные категории — те, в которых внутриполитические коллизии возможны лишь до определенной ступени (они не перерастают в революции, то есть смену/сдачу власти), и все остальные, в которых это возможно. Первые (их немного) принято называть демократическими, а оставшееся подавляющее большинство – до демократии не доросшими, а посему подлежащими учению уму-разуму первыми.
Если у вас "демократия", то никакая революция невозможна, хоть вы поголовно обряжайтесь в желтые жилеты и пожгите все автомобили в малом центре Парижа. Кончатся автомобили, надоест – разойдетесь, а ежели нет – вот вам резиновые пули, а для особо упертых и кое-что покрепче. Демократия потому что, а она смену власти допускает только в демократически неспелых странах – разумеется, под чутким руководством тех, кто достиг молочно-восковой зрелости.
"Неспелость" демократии устанавливается менторами совершенно произвольно, сойдет любой повод. Например, признаком неспелой, следовательно, долженствующей быть опыленной ядохимикатами демократии, могут служить любые разумные ограничения в обучаемой стране — запрет на пропаганду извращений, на деятельность агрессивных сект, даже на педофилию. Или, скажем, установка на построение национального государства, нежелательны (для менторов) теплые отношения с соседями – был бы повод, словом.
Официальная версия отставок - Пашинян был недоволен работой начальников СНБ и полиции>>
Тогда для таких неразумных пишутся сценарии принуждения к демократии. Разумеется, ни к чему, кроме хаоса, следование этим сценариям не приводит. Авторов таких сценариев всяк величает согласно своим вкусам и взглядам — "англосаксонский мир", "американская военщина", "еврейский капитал" и прочие безумные словосочетания. Но суть совершенно не в них: страны ввергаются в хаос и страдания ради сиюминутных выгод сценаристов — сиюминутных в прямом смысле, ибо через минуту после того, как цель сценариста достигнута, о демократизированной стране мгновенно забывают. Просто она уже не нужна.
На самом деле, признаком "незрелости" общества вовсе не является, к примеру, стремление построить государство на основе национальных ценностей. Незрелость в иных, не столь пафосных, но не менее важных причинах, — вот, например, чисто эмоциональное отношение к внутриполитическим событиям и шагам власти. Эмоциональное, а не рациональное.
И это выгодно для любого сценария, ведь эмоции управляемы намного легче, чем логические построения человека разумного. Для этого в любом сценарии важная роль отводится штурмовым бригадам, формирующим "правильные" эмоции, нужные по сценарию, и спускаемые с цепи на тех, кто руководствуется эмоциями "неправильными". Ведь в последние годы главным инструментом формирования общественных настроений стали соцсети.
Истинная незрелость общества ярко проявилась, в частности, в отношении к отставкам главных силовиков страны, случившимся на днях, — главы Службы национальной безопасности Артура Ванецяна и начальника Полиции Валерия Осипяна. И если экс-главе СНБ было велено заниматься футболом (он президент Федерации футбола Армении. - ред.), то есть команды "Взять!" не прозвучало, то с бывшим начальником полиции вышло немного неудобно — советником премьер-министра он был назначен после некоторой паузы.
Нет, команды и в этом случае не было, но если организованные "штурмовики" дисциплинированно ее ждут, то примкнувшие к ним энтузиасты, руководствующиеся не указаниями, а одними эмоциями, мигом занялись любимым делом — набрасыванием определенной субстанции на вентилятор. Они же не думали, что это пауза, вот и пришлось выключать вентиляторы и сидеть по колено в субстанции.
А потом общество занялось выяснением исполненного таинств вопроса о том, что же хотел сказать Ванецян своим заявлением, и почему его сначала разместили на официальном сайте СНБ, а потом убрали.
Стало известно, кто временно заменит Ванецяна и Осипяна>>
Собственно, эти сценарии пишутся под копирку, поскольку приложимы к любому обществу, руководствующемуся эмоциями. Поправки в каждом конкретном случае носят чисто технический характер: например, какое количество человек на митинге достаточно, чтобы признать его выражающим волю народа?
Важным шагом к зрелой демократии служит список кандидатов на главные посты в государстве. В свое время и у нас пройдут выборы, и уже по списку можно будет определить, насколько мы дозрели. В зрелом списке должны быть исключительно представители истеблишмента, из них кого ни выбери – все одно и то же. Если же в список опять просочится какой-нибудь случайный эпосовед, то недозрелые мы, значит.
Да, важное уточнение: практически все вышеописанные критерии зрелости демократии применяются странами-менторами исключительно во внешнем пользовании. Кроме списка на выборах – вот он должен быть четко выверен, ведь сценарии пишутся на экспорт, а у себя предел – желтые жилеты и сожженные автомобили. Не более того.