Арам Гарегинян, Sputnik Армения.
Что будет, если посадить армянского 11-классника за компьютер и включить ему C++? Лучше сказать правду: чуда не произойдет. Если до этого он никогда не занимался программированием, то не факт, что он освоит язык. А может быть, увидев на экране бесконечные if, typeid и namespace, ребенок задумается: "И вот это все надо учить? А я вообще-то правильно делал, что хотел стать программистом?"
Поэтому лучше как можно раньше дать детям понять, что делает программист, подчеркивает молодой учитель из Ванадзора Егише Сафарян. Вместе с коллегами, при поддержке Ванадзорского технологического центра (VTC), он разработал углубленную учебную программу по информатике.
Таким образом, хотя школьный предмет называется "информатика", но по содержанию это скорее компьютерные навыки, потому что в основной школе (первые 9 классов) программирования практически не проходят. Поэтому, выбирая углубленное направление в лицее (10-12 классы), ребенок не может понять, хочет ли он дальше учить программирование или нет (если не увлекается им сам, вне школы). И после этого, в 11-м классе, в школьную программу неожиданно входят Pascal и C++.
"Поэтому мы предложили уже с 6-го класса обучать детей языкам программирования – от простых к сложным”, - говорит Сафарян.
По программе, которую предложили он и его коллеги, в 6-м и 7-м классе дети учат KodU и Scratch. Здесь еще не нужно писать программных кодов, но уже можно составлять несложные игры из готовых "кусков" алгоритма. Благодаря этому, в конце 7-го класса, ребенок уже не абстрактно представляет, а на рабочем уровне понимает, что такое алгоритм и как его выстраивать. С такой базой, в 8-м классе ребята будут учить первый язык программирования – Html CSS, а в 9-м – Python.
"Этот язык интересен тем, что у него как бы несколько уровней. Вообще он сложный, на нем можно писать профессиональные программы. Но сначала его можно выучить на простом уровне и делать на нем простые вещи. Поэтому Python может стать хорошим введением в сложные языки программирования – и в C++, и в другие", - пояснил Сафарян.
Программа уже второй год испытывается в Лорийской области: сначала - в 4 школах, теперь – уже в 21-й (в городе Ванадзор и в селах). Для учителей выпустили методические пособия, а при необходимости, учителям проводят переподготовку.
"Я ведь не только теоретик, я и сам учитель", - улыбается Егише, - "И когда мы с шестиклассниками начали проходить KodU, они не хотели уходить с уроков. Когда они видят, что сами могут писать игры, их от учебы не оторвешь".
Сафарян подготовил для учебного плана методику по языку Python, его коллеги Шушан Абовян – по KodU, Ани Дердзян – по Scratch, а Шаварш Восканян – по Html.
В перспективе, если министерство образования одобрит программу, ее можно будет добавить в школьную программу информатики. То есть дети будут учить и компьютерные навыки, и программирование как таковое.
Технологические центры Ванадзора и Гюмри – небольшие кластеры информационного программирования и (в меньших объемах) электронной инженерии. Центры созданы по одной из кредитных программ Всемирного банка и управляются Фондом "Инкубатор предприятий".