Область Ширак в масштабах Армении – Крайний Север, и не только географически, но и по климату. Крестьянский труд здесь тяжек особенно – холодно, многое из того, что щедро плодоносит сотней километров южнее, здесь просто не растет, приходится напирать на животноводство. В любом случае, даже столетие назад, крестьянам было очень желательно дать детям хоть какое образование – к повседневной рутине они, волей или неволей, привыкнут, куда денутся.
Хачик Амбарян родился ровно век тому назад, 22 сентября 1919 в ширакском селе Налбанд. До Ленинакана оттуда рукой подать, и отец послал туда сына, учиться в железнодорожном техникуме. Потом, конечно, полученные знания нужно было приложить к делу, вот и работал Хачик на железнодорожной станции Баяндур, дослужившись к концу 1930-х до ее начальника.
В армию Амбаряна призвали в 1939 году, он решил совместить отдачу долга родине с дальнейшей учебой, и закончил военное училище аккурат в начале июня 1941 года. Разумеется, в Великой Отечественной участвовал с первого дня, получив на Западном фронте первое ранение 5 июля, а второе 21 сентября - такой вот подарок ко дню рождения.
После выздоровления был Карельский фронт – ему, армянскому "сибиряку" к холодам было не привыкать, там и была получена довольно редкая медаль "За оборону Советского Заполярья", одна из многих. В 1944-45 годах получил еще три ранения – что тут поделать, рвался человек в бой, хоть и дослужился уже до помощника начальника оперативного штаба одной из армий 1-го Прибалтийского фронта, с 4 боевыми орденами, два из них – Отечественной войны.
Наверное, армейское начальство тоже поняло, что Амбаряна в штабе сидеть не заставишь: Смоленская, Витебская, Восточно-Прусская и Белорусская наступательные операции прошли при его живейшем участии: Амбарян командовал стрелковыми полками, дивизиями и корпусами, в том числе – гвардейскими, элитными.
Однако сам Амбарян главным событием считал свое участие в освобождении от гитлеровцев Кенигсберга в марте 1945-го, когда он был во главе стрелкового полка.
По замыслу маршала Василевского, силы оборонявшегося гарнизона должны были быть рассечены мощными ударами с севера и юга по сходящимся направлениям, а штурм довершал операцию. Немцы, засевшие в Кенигсберге (а там были сосредоточены очень серьезные силы), поднимали дух собственных солдат напоминанием о том, что советские войска, имея слабую оборону, защищали Севастополь 250 дней. Мы, говорили немцы, обязаны простоять еще дольше.
Штурм высоты и яростная схватка с немцами: как армяне освобождали Севастополь>>
Василевский ответил в том духе, что защищали Севастополь 250 дней, а потом освободили за четыре. Маршал как в воду глядел.
Для штурма укреплений Кенигсберга были созданы 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы — как из состава стрелковых частей, так и из инженерных войск. Командиром одного из стрелковых полков был Хачик Амбарян.
Советская артиллерия начала обстреливать укрепрайоны гитлеровцев 2 апреля, а 6 числа для оборонявшихся наступил ад – это была лавина огня, обрушившаяся на немецкий гарнизон. Основные силы обходили форты, блокированные стрелковыми подразделениями при поддержке орудий, подавлявших вражеский огонь, саперов, использовавших подрывные заряды, и огнеметчиков.
Немцы сражались отчаянно, цепляясь за позиции, но к исходу дня советским частям удалось продвинуться вперед и перерезать железную дорогу. К утру 7 апреля пал форт, на следующий день немцы были окружены в центре города, а 9 числа все, фактически, было кончено – те же магические четыре дня.
За четыре дня штурма Амбарян с одним свои полком зачистил 9 кварталов города, взяв около тысячи человек пленных, уничтожив 19 орудий и 38 пулеметов, множество другой техники. За эти славные подвиги полк получил почетное собственное имя – "Кенигсбергский", а Амбарян – орден Ленина.
Войне оставался месяц, но военная биография Амбаряна продолжилась и в мирное время, и генерал еще долго оставался в действующих войсках, командовал дивизией и 11-ой армией Прибалтийского военного округа. Потом отправился за границу, военным советником в Болгарии и Эфиопии. А за работу в Монголии получил и вовсе редкостную для отечественных военных награду: орден Боевого Красного Знамени Монголии.
А из всей большой коллекции наград особняком стоит самая, пожалуй, красноречиво названная медаль - "За безупречную службу", врученная генералу-полковнику Хачику Амбаряну в ознаменование 70 годовщины Вооруженных Сил СССР.