Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Комитас покорил своим творчеством музыкальный мир XX века, в его произведения был влюблен также известный французский композитор Клод Дебюсси. Говорят, француз не просто издали восхищался творениями армянского композитора, но и был лично с ним знаком, более того, знакомство это даже переросло в дружбу. Как встретились два великих композитора?
В 1896 году благодаря крупному нефтепромышленнику, известному меценату Александру Манташеву Комитас получил возможность получить образование в Берлине. В 1899 году он заканчивает факультет философии университета Гумбольдта и частную консерваторию Рихарда Шмидта. В том же году Комитас становится членом Международного музыкального общества, что дает ему возможность выступать на собраниях с лекциями на тему армянской народной музыки. Он выступал с такими лекциями в Берлине, Париже, Цюрихе, Женеве, Лозанне, Венеции и многих других европейских городах. Многие известные музыканты, композиторы и критики того времени ходили послушать выступления Комитаса.
В музыкальной среде Парижа того времени большой популярностью пользовался композитор Клод Дебюсси. Французские меломаны буквально преклонялись перед ним. Комитас и Дебюсси были лично знакомы, даже отмечали, что их знакомство переросло в дружбу, а говорили эти два великих композитора на языке музыки. Рассказывают, что они познакомились благодаря проживавшей в Париже пианистке, певице, меццо-сопрано Маргарите Бабаян, которая познакомилась с Комитасом еще в 1895 году и стала его хорошим другом.
Япония без ума от Комитаса: видео поющих "Ой Назан" и "Дле яман" японцев покорило армян>>
В 1906 году Комитас выступил с концертом в Париже, в зале сидели представители французской интеллигенции, в том числе писатель Ромен Роллан, музыковед Луи Лалуа, композиторы Камиль Сен-Санс, Венсан Д'Энди, Габриэль Форе и Клод Дебюсси. Никто не мог остаться равнодушным к музыке Комитаса.
Рассказывают, что после этого выступления Комитаса Клод Дебюсси поднялся на сцену, встал перед ним на колени, поцеловал руку и взволнованно воскликнул: "Гениальный отец Комитас, преклоняюсь перед вашим музыкальным гением!"
В дальнейшем, говоря о Комитасе, Дебюсси отмечал: "Если бы Комитас написал только "Антуни" ("Песнь странника"), этого было бы достаточно, чтобы считать его великим композитором".
Известно, что Дебюсси был настолько восхищен талантом Комитаса, что также способствовал популяризации его творений. Он отправил несколько работ Комитаса своей родственнице Элеоноре Дебюсси, которая преподавала музыку в Лондоне, чтобы она обучала этим произведениям своих воспитанников. Он также написал ей: "Мне кажется, Комитас – открытие, самое любопытное явление в музыкальном мире".
Комитас имел большое влияние на французскую творческую элиту. Например, когда Ромен Роллан узнал, что одно из его произведений переводится на армянский, написал в издательство письмо, отметив, что это страна, у которой есть "прекрасные песни", которыми он давно восхищается. Специалисты полагают, что речь шла о творчестве Комитаса.
Великий композитор говорил с миром на чистом и ясном языке армянской народной музыки, для которой не существовало границ. И неважно, понимал ли слушатель слова, ведь у музыки Комитаса нет языка, это эмоциональные истории, доводящие до мурашек.