Немного удивительно, но факт: Рубен Арутчян – живописец, архитектор, одно время главный художник Еревана – будучи 43 года членом творческого союза (из них четверть века – член правления), выставляется сейчас в зале Союза художников впервые. Не то, чтобы это ему не было нужно, только вот писать полотно интереснее, чем его выставлять.
А нам интереснее, когда полотен Арутчяна много, и они в одном месте. Вообще-то, Рубен Арутчян, даже неброскими, камерными цветами картин (мы-то привыкли к ярким, сочным колорам Сарьяна, к формам, заданным Минасом), всегда ломает стереотипы.
"Есть же палитра, где получается нужный цвет. Не все же писать ярко - палитрой надо уметь работать", - говорит Арутчян и делает движение руками, обозначающее, как работают с палитрой.
Он отобрал много времени у живописи в угоду архитектуре и геральдике – но отобранное время не есть потерянное. Ведь Арутчян – автор герба карабахского города Шуши, гербов Министерства обороны Армении и Карабаха, эскиза 50-тысячной купюры армянской национальной валюты и некоторых юбилейных монет.
А что до порушенных стереотипов – вот, хотя бы, разбитый "Черный квадрат". Арутчян взял окрашенное в черный стекло и стал его сжимать под печатным станком. Стекло, естественно, треснуло, и треснуло так, как надо – квадрат разошелся трещинами от середины.
"Я вовсе не отношусь к абстракционистам отрицательно, у меня нет неприятия к этому жанру, как у многих", - говорит Арутчян, сам работающий в совершенно другом направлении.
Его можно бы назвать "элегантным реалистом-психологом". Элегантность объяснять не нужно, ибо достаточно увидеть его картины в количестве больше двух, чтобы самому прийти к этому определению. Что же касается психологии, то ею наполнен каждый портрет кисти Арутчяна.
Он, в основном, рисует портреты современников, друзей и знакомых – ясно, что у него в друзьях и знакомых несколько поколений. Портретам этим дела нет до фотографического сходства с оригиналом, тем не менее, оригинал узнается безошибочно. А все потому, что Арутчян каждый божий раз безошибочен в определении психологического типа человека, портрет которого он пишет.
Это портреты-вопросы к нам, зрителям, и портреты-ответы, читающиеся в глазах изображенного. Это фирменная черта манеры Арутчяна: портрет обязательно смотрит в глаза тому, кто его видит. Как мы отлично знаем, глазами можно выразить все, что угодно, вот и глаза арутчяновских портретов выражают самое сокровенное и важное для конкретного персонажа. Вот только как художнику удается вытащить это сокровенное, индивидуальное в каждом случае… Ну, на то и "реалист-психолог".
Вот портрет полководца Андраника – удивительный. Писался он с фотографии, но голова не просто ведь скопирована: в отличие от фото, генерал-майор смотрит тебе в глаза. В них прямой вопрос: "А что, милый человек, сделал ты для своей страны полезного?"
И в них же прямой ответ на собственный вопрос – ответ, к сожалению, не особо приятный для каждого из нас и для всех вместе. За редким исключением, конечно.
"Я редко пишу пейзажи, не могу писать что-то просто ради того, чтобы получилась картина", - говорит Арутчян. На самом деле, ему просто скучно: мертвая натура не для него. Правда, у Арутчяна и сирень в вазе научается говорить, но с людьми ему интереснее.
…И еще тут есть потрясающее полотно: множество одинаковых голов и лиц постепенно сливаются в сплошной серый туман, одинаковый в каждой своей точке. Это тоже портрет – современного мира, где индивидуальность не в почете, где ты должен быть одинаковым потребителем одинаковых товаров, думать одинаковые мысли и жевать одинаковый поп-корн.
Свалка из 50-тысячных купюр: как художник Рубен Арутчьян хотел стать уборщиком>>
Хорошо бы эту картину рассмотреть напоследок, в самом конце посещения: чтобы потом выйти на улицу, где до тебя дойдет ее смысл.