Власти Армении заинтересовались "коррупционными проявлениями" при реализации проекта "Северный проспект – Каскад". Речь идет о предполагаемых нарушениях прав владельцев домов, которые были снесены для проведения современной застройки. Сетевая общественность, мгновенно подхватив новую тему, мигом ее политизировала – ну, это как водится.
Честно говоря, сам интерес властей к этой теме в определенной степени политизирован, ибо вновь непоследователен: если уж разбираться с "коррупционными проявлениями", то начинать не с 2000 года, а девятью годами раньше: ноги-то растут оттуда, да и интересных "проявлений" там точно немало найдется.
А соцсети – на то они и придуманы, чтобы мгновенно разделиться на два лагеря и политизировать любой вопрос. Нет, чтобы оставить специальные проблемы специалистам, но мы опять разбились на "своих" и "чужих", не отходя от кассы стали высказывать полярные мнения, вплоть до саркастических предложений снести Северный проспект и восстановить тамошние "трущобы" в прежнем виде.
Не владея информацией по части злоупотреблений, невозможно утверждать об их наличии или отсутствии. Лично знаю семью, получившую именно тогда и в рамках того проекта компенсацию: на эти деньги они приобрели трехкомнатную квартиру на тихой улице в самом центре города, отремонтировали ее сообразно своим мечтам и обзавелись солидным автомобилем – это как минимум. Кто-то приведет противоположный пример – вот потому и следует оставить тему злоупотреблений специалистам. Лучше – не политизированным и, по возможности, беспристрастным.
А в принципе, мы имеем обсуждение в соцсетях достаточно простой темы: следовало ли сносить "фавелы" в центре города и строить на их месте что-то новое? Кажется, что ответы на обе части вопроса однозначны, но на деле не все так просто.
Да, с массивом старых домов в самом сердце столицы что-то надо было делать. Многое надо было и сносить – но дело в том, что, например, заслуженный художник Армении, дважды занимавший пост главного художника Еревана, Рубен Арутчян рассказал однажды интересные подробности.
Оказывается, он прошелся по этому району прямо перед началом массового сноса и насчитал на 48 домах вывески "Охраняется государством". Такие таблички в СССР не вешались просто так и по знакомству – для этого должны были быть веские основания.
Отвлекаясь от темы – нужно отмести и появившиеся в обсуждениях утверждения о некой антисанитарии и непролазной грязи, якобы в этом квартале царившей: эпидемиологическая обстановка в Ереване была нормальной начиная с 1930-х годов.
Арарат Мирзоян отправит в полицию восьмичасовую запись слушаний об отчуждении имущества>>
Там жили некоторые мои одноклассники, и не сказать, что они оставляли впечатление обитателей трущоб. Да, определенных удобств квартал был лишен, да – теснота, да – практически все дома нуждались в капремонте разной степени срочности, но ничего катастрофического там не было. Во всяком случае, до темных и холодных годов правления первого президента.
Так все же – нужно ли было сносить подчистую весь квартал? Наверное, нет. Нужно ли было реконструировать его, чтобы не потерять невозвратно кусок исторического Еревана с 48 объектами, подлежавшими охране государства? Однозначно, да.
Далее: нужно ли было строить на месте сноса безликий, шаблонный, банальный Северный проспект? Наверное, нет. Потому что если уж создавать нечто на месте уничтоженной истории, то, по меньшей мере, нужно равноценное замещение.
Гостил в Ереване профессор архитектуры из Москвы, впервые приехавший в Армению, все просил отвести его на Северный – мол, наслышан, хочется увидеть. Делать нечего, пришлось показать: сказать, что человек был разочарован – не сказать ничего: в любом городе мира можно такое увидеть, эту безликость, резюмировал профессор.
Наверное, нужно было поступить, как в цивилизованных странах – отреставрировать фасады хотя бы тех домов, на которых висели те самые 48 табличек, а изнутри капитально их отремонтировать сообразно современным требованиям. О том, что подлежало однозначному сносу, речи нет – сносить, конечно, но строить не архитектурные монстры, а сохранить стиль квартала.
Почему взмыли вверх многоэтажные бетонные уродцы? А потому что бизнес, ничего личного. Кто бы взялся реконструировать небольшие дома – это же сплошные вложения, которые потом не отобьются. Ну, открыли бы три мини-отеля и пять небольших ресторанов – какая от них прибыль?
Нужен был проект посерьезнее — он и был реализован. Во-первых, Ереван получил еще несколько отелей со словом "Гранд" в названии: не удивлюсь, если в армянской столице таких окажется больше, чем в горячо любимом нами Лос-Анджелесе, например.
Во-вторых, "элитарное" жилье в новостройках в самом центре, центрее не бывает, – чтобы квадратный метр продавать за сумасшедшие деньги. Согласимся, что жилье ровно в таком же здании, но, скажем, в Ачапняке, стоило бы на пару порядков дешевле.
Куда делись 48 табличек "Охраняется государством", или Судьба Дома офицеров в Ереване>>
Ну и что из того, что многие апартаменты на Северном не заселены? Заселят – всегда найдутся те, для кого важнейшим в жизни считается вид из окна на памятник пианино рядом с озером. Там еще две длинные руки парят над этим пианино, и армянский горбатый нос, и неважно, что фамилию на пианино сподобились прочесть на третий год обитания – важен статус.
В Гюмри, например, решили не хоронить историю. Кстати, потому, что не столица. Перенеси столицу в Гюмри — от исторического центра следа не останется лет за пять. А так, пусть медленно и со скрипом, но уникальные гюмрийские здания и улицы восстанавливаются, ибо так и не одомашненному армянскому капитализму там особо поживиться нечем: никто не станет строить там двадцать четвертый "Гранд" отель, а чиновников и нуворишей, способных купить жилье по астрономической цене, в городе мало.
Просто бизнес, ничего личного. Право же, не стоит политизировать скопление многоэтажного бетона без единого дерева вокруг. Не тот масштаб, чтобы политизировать.