Президент Азербайджана Ильхам Алиев инициировал на заседании Совета глав СНГ в Ашхабаде дискуссию относительно роли национального героя Армении Гарегина Нжде.
Азербайджанский лидер назвал Нжде пособником нацистов, которого "героизировала прежняя власть Армении". Армянский лидер ответил на обвинения Алиева на том же заседании. В этом вопросе в Армении его поддержали, в том числе, его политические оппоненты.
Кто же такой Гарегин Нжде? Sputnik Армения предлагает подробнее ознакомиться с биографией и деятельностью выдающегося армянского государственного деятеля.
Итак, Гарегин Тер-Арутюнян (псевдоним Нжде переводится как "скиталец", "паломник") родился в семье священника в селе Кзнут Нахичеванского уезда. При крещении был наречен именем Аракел. Начальное образование получил в русской школе Нахичевани, затем продолжил учебу в гимназии Тифлиса.
В 1902 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Несмотря на отличные результаты, показанные во время учёбы, Нжде через 2 года уходит из университета и полностью посвящает себя служению идеалам национально-освободительного движения.
В своих воспоминаниях сам Нжде пишет: "к армянскому революционному движению я примкнул в 17 лет, будучи гимназистом. В дальнейшем покинул университет, чтобы бороться против царизма и султанизма".
В 1904 году Нжде вступает в ряды АРФ "Дашнакцуютюн" и примыкает к борьбе против турецкой оккупации. В 1906-м поступает в офицерскую школу Софии и, окончив ее, возвращается на Кавказ. Позже его арестовали и несколько лет продержали в царской тюрьме.
После освобождения в 1912 году Нжде зачисляется в болгарскую армию добровольцем, чтобы продолжать бороться против турок в ходе Балканской войны. Он создает армянскую Добровольческую роту, состоящую из нескольких сот человек, ведет успешные военные действия. Удостоен болгарского ордена "За храбрость".
После начала Первой Мировой, получив полную амнистию, возвращается на Кавказ и участвует в создании армянских добровольческих отрядов, полков и батальонов в составе царской армии, в том числе отдельного армяно-езидского подразделения.
За службу в составе русской армии был награжден орденами Св. Владимира III степени (1915, 1918), орденом Св. Георгия III степени (1916), орденом Св. Георгия II степени (1916).
Нжде принимал активное участие в создании вооруженных сил Первой Республики Армения. Участвовал в обороне Каракилисы (современный Ванадзор), остановив наступление превосходящих турецких сил. В этом сражении получил ранение. Награжден Орденом Мужества.
"Надо признать, что без Каракилисского сражения не было бы не только сегодняшней Советской Армении, но и живущих сейчас там армян. Трёхдневная героическая битва под Каракилисой спасла от поголовного уничтожения армян Араратской долины и стала фундаментом армянского государства", - вспоминал позже Нжде.
В 1919 Нжде получает звание капитана. Правительство Армении направляет его в Зангезур (Сюник). Там он оказывает яростное сопротивление турецко-татарским войскам.
После советизации Азербайджана (28 апреля) в Зангезур пытается войти 11-я Красная армия. Дело в том, что 10 августа 1920 года было заключено соглашение между Советской Россией и Республикой Армения, по которому спорные с Азербайджаном области занимались Красной Армией до решения их судьбы. Нжде вполне разумно предполагал, что Зангезур может оказаться под контролем Советского Азербайджана, поэтому не признал этого соглашения и отказался уходить из Зангезура.
Он продолжил успешную борьбу против превосходящих сил Красной армии до того, как получил гарантии, что Сюник останется в составе Армении (официального опубликования в прессе решения Революционного комитета Армении оставить Нагорную Армению (Зангезур) в составе Армении). После этого он уходит в Иран, а потом уезжает в Болгарию, а на некоторое время и в США.
В период Второй Мировой войны появилась опасность вторжения Турции в Советскую Армению в случае поражения СССР. Учитывая такую опасность, Нжде устанавливает связи с нацистской Германией. Он встречается с рейхсминистром, главой Министерства оккупированных восточных территорий Альфредом Розенбергом, предлагая свое участие в создании армянских военизированных частей в составе Вермахта.
Цель такого сотрудничества заключалась в том, чтобы не допустить вторжение и геноцид со стороны Турции оставшейся части армянства на территории Советской Армении.
Армянский легион (11 батальонов) был сформирован в Польше летом 1942 года. Однако Гитлер заявил Розенбергу - рейхсминистру восточных оккупированных территорий, что доверяет только мусульманам, а грузинам и армянам нет. Соответственно, как неблагонадежный, легион был отправлен в Голландию, а не на Восточный фронт. Против Красной армии в Крым был направлен только один батальон.
Впоследствии Нжде написал письмо Иосифу Сталину, где отмечал две причины сотрудничества с немцами - своей антитурецкой позицией и желанием спасти армян от судьбы евреев.
При приближении советских войск к Софии, где в 1944 году находился Нжде, он отказался покинуть Болгарию. Нжде надеялся на то, что СССР вскоре объявит войну Турции (для этого были прямые предпосылки) и он сможет принять в этой войне непосредственное участие. Он верил в то, что после советско-турецкой войны Западная Армения будет присоединена к Восточной.
После вступления советских войск в Болгарию он написал письмо с этим предложением главнокомандующему советскими войсками в Болгарии генералу Федору Толбухину.
"В Болгарии произошел государственный переворот, созревший благодаря военно-политической обстановке. Ожидается приход Красной Армии. Зная, что меня ждет, я все же решил остаться, несмотря на то, что есть возможность перебраться в Вену на самолете. Я не покидаю Болгарию, чтобы не подверглась преследованию моя организация ("Цехакрон"). У меня есть еще более весомые причины остаться, известные двум моим друзьям", - писал Нжде.
Но его судьба сложилась иначе. Нжде был вызван в советскую миссию 12 октября арестован СМЕРШем и направлен в Москву, в тюрьму МГБ на Лубянке. В 1946 году его перевели в тюрьму в Ереван.
Интересно то, что даже советскими властями он не обвинялся (!) в пособничестве нацистам. Предателем родины он тем более не был, так как никогда не был советским гражданином. В Советское время его обвиняли в "контрреволюционной деятельности", "антисоветском" восстании в Зангезуре и "массовых убийствах коммунистов во время этого восстания". Сам Нжде утверждал, что казнили турок, одетых в форму коммунистов и это был самосуд местного населения, а не его приказ.
24 апреля 1948 года Особым совещанием при МГБ приговорен к 25 годам тюремного заключения.
В Ереване Нжде не оставляла мысль о том, что он может быть полезен в освобождении Западной Армении. Он продолжал убеждать в этом сотрудников МГБ.
"Тер-Арутюнян (Нжде) неоднократно настоятельно обращался с заявлением и предлагал свои возможности и усилия в деле организации борьбы против Турции. Учитывая популярность Тер-Арутюняна в националистических кругах за границей, в некоторых земляческих союзах, полагаем, что он сумеет осуществить свои предложения, используя также созданные им в ряде зарубежных стран националистические организации "Цегакрон" и "Тарон"", - говорится в письме министра госбезопасности Армянской ССР полковника Сергея Корхмазяна, адресованном заместителю министра госбезопаснсоти СССР генерал-лейтенанту Сергею Савченко.
Однако Нжде был направлен во Владимирскую тюрьму. В 1952-53 г. был в тюрьме Еревана, затем переведен в Ташкент, откуда снова во Владимирскую тюрьму, где и умер 21 декабря 1955 года.