Марианна Пайтян, Sputnik Армения
- Здравствуйте! Господин Феликс?
- Товарищ Феликс.
У входа в старое полуразрушенное здание нас встречает заслуженный тренер по тяжелой атлетике Феликс Алиев – он уже полвека растит чемпионов для республики и мира. Высокий, стройный седоволосый мужчина – и не скажешь, что ему уже 80. Возраст чувствуется лишь при ходьбе – заметно, что есть проблемы с ногами. Энергичный и сильный мужчина ходит с трудом.
Нам не сразу удалось уговорить товарища Феликса на интервью. Уже много лет он не общается с прессой: воспоминания прошлого причиняют боль.
Феликс Алиев и его родители пережили много очень непростых дней. Вспоминая о них, мастер спорта тяжело вздыхает, на глаза наворачиваются слезы, и он просит ненадолго прервать разговор. Жившие в мире соседи в конце 1980-х оказались по разные стороны. События в Сумгаите и Баку рикошетом ударили по семье Аскара Алиева (отца Феликса) и его семье: ходили, опустив голову, не смотрели в глаза людям, стесняясь за то, что причиняло боль и им самим. Однако из Армении Алиев не уехал.
Полвека и десятки чемпионов...
Феликса Алиева в Эчмиадзине и окрестностях знают все. Школы тяжелой атлетики в селе Гехакерт, возможно, уже не было бы, если не товарищ Феликс.
Ноги у тренера с полувековым стажем болят с детства - ревматизм в 80 лет дает о себе знать еще сильнее, но опытный педагог перед учениками всегда бодр и силен. Ведь он пример для будущих чемпионов. Последний успех пришел в прошлом году, когда один из его воспитанников - Карен Маркарян - стал чемпионом Европы среди юниоров.
"Надеюсь, здоровье позволит подвести Карена к цели: к чемпионству среди взрослых", - говорит Феликс и вспоминает своих чемпионов мира за 50 лет. Юрий Саркисян, Геворк Петросян, Виген Хачатрян, Ваник Аветисян, - и это еще не все.
Называя их имена, перечисляет успехи каждого. Гордится, но не хвастается.
"Я - не почивающий на лаврах человек, как говорят. Не могу, достигнув успехов, успокаиваться и останавливаться. Уже 50 лет, как почти никогда в отпуск не уходил", - говорит товарищ Феликс и добавляет, что если бы он в жизни вырастил лишь мирового рекордсмена, чемпиона Европы и мира, победителя Спартакиады народов СССР и чемпиона СССР Юрия Саркисяна, то одно это принесло бы ему славу.
"Но держись я только за Юру, остальных имен бы не было. Горжусь им, но рядом - вон, сколько чемпионов, 34 мастера спорта на моем счету, чего стоит один Карен", - отмечает тренер.
Как все начиналось
Все парни хотят быть сильными. Товарищ Феликс откровенничает: он никогда не обладал выдающимися физическими данными.
"Был тогда чемпион - Коля Навталян, человек неимоверной силы, даже отрывал грузовик от земли... А я, воодушевленный, поднимал в селе камни, тренировался", - товарищ Феликс вспоминает, что начал заниматься тяжелой атлетикой в 9 классе, силовые упражнения не оставил и в армии, но после признался себе, что хорошего тяжелоатлета из него не выйдет.
А однажды в газете "Советский спорт" прочитал, что "не каждый великий спортсмен становится хорошим тренером". И подумал, а может стоит попытать удачу и проверить силы в качестве тренера.
От хорошего тренера многое зависит: он вспоминает своего первого учителя. Слова застревают в горле, голос дрожит, слезы катятся из глаз...
Геворг Мамиконян был для него не просто тренером, а родителем, в плохие годы поддерживал, вселял силы. Каждый год Феликс Алиев посещает могилу своего тренера: даже столько лет спустя сердце полно словами вечной благодарности.
Говорит, что для того чтобы быть хорошим тренером, в первую очередь, нужно быть честным и терпеливым.
"Во время тренировок, когда один поднимает 50 кг, а другой - 30, нельзя говорить, что первый сильнее. У меня еще не было парня, которому бы я сказал, что из него толку не выйдет", - добавляет тренер.
Многолетний опыт тренировок помогает предвидеть будущее спортсменов, знать - чего можно добиться с каждым из них, как и скульптор всегда знает, для чего пригоден каждый материал.
Отец - азербайджанец, мать – армянка
"Я родился в Эчмиадзине и по сей день живу здесь", - говорит Феликс и добавляет, что до сих пор часто из Эчмиадзина ходит пешком в Гехакерт.
Мама из Спитака, отец – из персидской провинции Хой, но родился в селе Грибоедов, раньше оно назвалось Келанлу, там много азербайджанцев было.
Реальная история любви: как в Грузии азербайджанка обрела счастье с армянином>>
Отец Феликса - Аскар - совсем еще ребенком потерял родителей, жил в детдоме, затем служил в полку Баграмяна, был "сыном полка".
В возрасте 21 года он встретил 17-летнюю Епраксию Даниелян, сразу же влюбился в нее, а потом по кавказской традиции украл невесту. Всю жизнь они прожили в мире и согласии. Было у них двое сыновей - Размик умер годовалым.
"Я был единственным ребенком: возможно, поэтому одиночество меня никогда не угнетает", - говорит товарищ Феликс и продолжает рассказ об отце.
Говорит, что тот был известным кларнетистом в районе, называли его Уста Али. Ни одно веселье или печальное событие без звуков кларнета Уста Али не проходило, так он зарабатывал на нужды семьи.
Если бы у него было нормальное образование, мог бы иметь и хорошую должность, но он окончил лишь 4 класса.
Конец 1980-х - начало 90-х были тяжелыми для Уста Али, но он прожил до конца своих дней в Эчмиадзине. Как жили всю жизнь неразлучно азербайджанец Аскар Алиев и армянка Епраксия Даниелян, так и покоятся бок о бок на эчмиадзинском кладбище.
Покрась ворону в белое, она все равно голубем не станет
80-летие Феликса Алиева с большим размахом отметили в этом году 16 мая. Он с гордостью рассказывает, что на празднестве присутствовали почти все действующие спортсмены, а также его бывшие воспитанники: был и Юрий Саркисян. Гостей было ровно 101. "Мои ученики говорят, что это знак, должен прожить еще 101 год", - смеется тренер.
С сияющими глазами добавляет, что львиной долей успеха он обязан супруге – Джульетте, считает себя счастливым человеком, ведь встретил "такую девушку", а она подарила ему 3 детей: 2 дочерей и 1 сына. Кстати и сын носит фамилию отца.
"Человек не должен при виде норки становиться мышкой, а увидев воду – рыбой: сколько ворону не крась белым цветом, голубем она не станет", - говорит седоволосый тренер.