На дорогах Армении чуть ли не каждый день гибнут и калечатся люди. Все эти несчастья – повторение пройденного. Пройденного, но не усвоенного.
Невыдуманная история о том, где и когда может подстеречь человека беда, и чем зачастую оборачивается, казалось бы, незначительная оплошность. Завязывая на ботинке шнурок, автослесарь Сурен, сосед по двору, очень спешил, и небрежно затянул узелок, из-за чего, выбежав на улицу, наступил на него, споткнулся, а затем, пытаясь сохранить равновесие, ударился лбом о дверцу машины. Сел за руль с вконец испорченным настроением, а, приехав в автосервис, где работал старшим мастером, нащупал на лбу большую шишку. Приложив к ней кубик льда, мастер, изменил своему правилу лично проверять и перепроверять все, и вроде бы отремонтированный накануне "Ауди" выехал за ворота с наскоро установленными колодками. Хозяин машины, известный хирург, сел за руль и поехал.
Хирург спешил на срочную операцию. Дорога была скользкой и на крутом вираже автомобиль повело, тормоза отказали, "Ауди", сбив отбойник, улетел в овраг. Хирург разбился насмерть, мальчик, которого он должен был оперировать, своего спасителя не дождался, занятые родителями в долг и выплаченные авансом деньги на гонорар пропали, и на этом все кончилось. А с чего началось? С небрежно завязанного ботиночного шнурка…
Когда еще со времен Армянской ССР и по самый сегодняшний день и водителям, и пассажирам бесконечно твердят: "пристегивайтесь ремнями безопасности", а мы на это плюем, то кого винить, если уезжаешь в добром здравии, а возвращаешься калекой. Или не возвращаешься вовсе. Не всегда, конечно, но где гарантии, что и на этот раз пронесет?
Вендетта по-армянски, или Почему нельзя прощать предателей>>
К чему веду? К тому, что правительство Армении в 2020 году собирается ликвидировать понятие "зона бедствия", возникшее после Спитакского землетрясения, и обеспечить жильем всех, кто по сей день не получил квартиры. Будет возведено пять многоквартирных зданий: в Гюмри – три, в Ванадзоре – одно и еще одно в Спитаке. Построить построят, но выстоят, если что? Все зависит от организаторов процесса – от бригадира с прорабом, до главного инженера и начальника строительства.
А между ними сотни связующих нитей и узелков, и каждый из них должен быть на своем месте и завязан как полагается. Нужная строжайшая исполнительность, дотошность, если хотите, въедливость. Иначе – порушится.
Кто проверял, сколько незаконных надстроек нахлобучили на ереванские дома? Строили ли их по строгому инженерному расчету или присобачивали на глаз?
Няня за счет государства: в каких случаях оплачивается уход за ребенком>>
Землетрясение в Армении унесло столько жизней не потому что было силой в семь (или около того) баллов, а еще и из-за того, что красная цена массовому жилищному строительству того времени "тройка" с минусом: то цемент в раствор не доложат, то металл сваркой не прихватят, то вместо четырех проектных этажей залепят все шесть. Да еще некондиционными панелями. Правильно, повалилась и часть домов дореволюционной постройки. Но, во-первых - часть а, во-вторых, с кого спрашивать, когда сами для себя строили? Сказанное настолько общеизвестно, настолько очевидно и настолько банально, что и повторять неловко.
Самолеты будут падать, корабли тонуть, дома рушиться, автомобили переворачиваться до тех пор, пока пилоты, капитаны, строители, водители и целая армия технологически связанных с ними работников, не станут, наконец, дотошно, до последней запятой выполнять все имеющиеся на сей счет предписания. Действовать, не рассуждая, без "творческого" огонька, по стократно проверенному, раз и навсегда написанному. Автоматом, въедливо, если хотите тупо, но делать именно это и делать точно так, как предписано. Да, самолеты будут падать, корабли тонуть, дома рушиться, а автомобили переворачиваться и дальше. Но намного-намного меньше.
Потому что, если баки самолета должны быть заправлены, к примеру, пятью тоннами керосина, то в них и должно быть ровно пять и ни каплей меньше. Недолив приводит к недолету. В некоторых, конечно, случаях. Но кто, скажите, может этот случай предвидеть?
Будем знать и будем помнить: недосмотр, недодел, недобор или перебор со стороны одних неизбежно оборачивается неприятностями, а зачастую и трагедиями для других, и пока это так, похорон у нас будет больше, чем праздников. А чем народу в стране меньше, тем эта взаимозависимость крепче.
Армян на свете и так не много - вот это еще один аргумент в пользу того, чтобы научиться и жить, и работать по правилам. Имеет отношение не только к жилищному строительству в зоне, которую мы уже не хотим называть территорией бедствия.