Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
На самом деле цели у перечисленных стран разные. Вашингтон пытается расколоть Сирию, создав на ее месте псевдо-государство. Тель-Авив пытается перекрыть сухопутную дорогу к Средиземноморью для Ирана. У Анкары где-то глубоко в душе все еще теплится надежда, что захваченные турецкой армией территории останутся бесконтрольными (в случае раскола страны).
Трамп застрял возле сирийской нефти в интересах бизнеса и грядущих выборов
Сложилась ситуация, при которой практически все крупные игроки, сидящие за сирийским ломберным столиком, стараются скорее помешать запущенным процессам, нежели что-то делать самостоятельно. Все выжидают, лишь иногда, по мере возможности, пытаясь помешать соперникам. И каждый из них делает это по-своему, в меру своих возможностей и храбрости. И, самое главное, любой шаг, сделанный на сирийском военно-политическом плацдарме, следует рассматривать и анализировать исключительно сквозь призму внутриполитической ситуации стран, играющих в Сирии на опережение. Дело в том, что розыгрыш сирийской карты оказался весьма интересным и прибыльным политическим бизнесом для всех без исключения игроков.
К примеру, американские коммандос, вооруженные тяжелой бронетехникой, скорее всего застрянут вокруг сирийских нефтяных скважин, как минимум, до конца предстоящих президентских выборов. Действующий президент США Дональд Трамп разыгрывает сирийскую карту с ювелирным мастерством отменного бизнес-олигарха. Одновременно он показывает, что за прошедшие три (скоро уже четыре) года своего президентства сумел выполнить данные избирателям обещания по максимуму: вывел войска из страны, в которой американцы глубоко завязли еще при предшественнике Обаме. Еще во время предвыборной кaмпании Трамп жаловался, что США тратят там триллион долларов, а "выхлопа" не намечается.
Но ведь никто и не обещал, что будет легко. Борьба с международным терроризмом – дело хлопотное и весьма дорогостоящее. А американцы привыкли с подобных "мероприятий" получать солидный куш. Поэтому американские коммандос отныне не борются с международным терроризмом (всякими ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра и так далее, запрещенными в ряде стран). Вместо этого они охраняют сирийские нефтяные скважины, приносящие неплохой доход хотя бы потому, что позволяют финансировать союзников – курдов не из собственного кармана. Ну и самому американскому бизнесу перепадает нехило – ведь добытую нефть курды сдают корпорациям США буквально за копейки.
Когда Нетаньяху – главный борец за защиту безопасности страны
Именно на эти деньги Вашингтон и содержит в Сирии восемьсот спецназовцев, тяжелые танки Abrams, штурмовые вертолеты и так далее. На эти деньги закупается все необходимое – снаряжение, боеприпасы. Закупается это все, опять-таки, у своих американских военных корпораций, что добавляет шансов в копилку действующего президента, претендующего на второй срок. Добавляет в том плане, что крупный капитал (а американские военные корпорации – это действительно крупный капитал) будет на его стороне. Несколько иначе обстоят дела с интересами другого крупного игрока – Израиля. У израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, как говорится, свои погремушки.
На последних выборах Нетаньяху "проигрался" по-крупному. Ему никак не удается выторговать в Кнессете право для формирования кабинета. Сложившуюся ситуацию весьма четко описала ведущий сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин Института Востоковедения РАН Татьяна Носенко: "Непонятно, каким образом произойдет, наконец, формирование нового правительства в Израиле, маячит перспектива третьих выборов в 2020 году. Поэтому Нетаньяху пытается сейчас удары по Газе и сирийской территории использовать в свою пользу для укрепления своего имиджа человека и руководителя, обеспечивающего безопасность Израиля". Точнее обрисовать ситуацию невозможно.
Нетаньяху не удалось за отведенное время сформировать новую правительственную коалицию. Поддержку в Кнессете ему обеспечили лишь 55 депутатов, тогда как, для формирования правительства требовался 61 голос. Поэтому мандат был передан лидеру партии "Кахоль-Лаван" Бени Ганцу, у которого тоже вроде ничего не получается. Срок мандата истекает на днях, и после этого право сформировать правительство будет передано любому из депутатов, способных организовать коалицию, как минимум, в 61 депутатский мандат. Именно на это и надеется действующий премьер, потому и крайне активизировался на ниве укрепления имиджа защитника безопасности страны.
Попытка Эрдогана "кинуть" американцев не удалась – у тех свои планы
Не менее серьезные внутриполитические проблемы преследуют турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Харизмы у него, конечно, не отнять. Во всяком случае, в ходе встречи с Трампом турецкий лидер вел себя весьма самоуверенно, на соблазны американцев по поводу ста миллиардов годового оборота в обмен на отказ от С-400 не поддался и своих поставщиков не сдал. Однако и у него есть серьезная червоточина на внутриполитических подмостках. За прошедший год из правящей партии "утекло" порядка миллиона членов, и это не может не тревожить. Вдобавок, европейцы перестали платить Турции за содержание (и задержание на своей территории) беженцев из Ближнего и Среднего Востока и Африки.
Эрдоган очень надеялся раскрутить козырную карту беженцев "по полной". Он планировал использовать европейских союзников по НАТО в качестве откровенных "дойных коров". Однако уже сейчас ясно, что из планируемых шести (по некоторым сведениям – девяти) миллиардов долларов Анкара получила всего лишь три с хвостиком. После этого европейцы перестали платить, поскольку поняли, что их союзник – США, за их спинами затеяли отдельную игру с турками. Причем, Анкара с удовольствием откликнулась на заигрывания Вашингтона именно в этом плане, поскольку речь шла о самом больном для турок вопросе – о курдском факторе. Тут Эрдоган очень надеялся переиграть Трампа, однако все оказалось не так просто.
Эрдоган рассчитывал сыграть на острых противоречиях между основными игроками – Россией и Соединенными Штатами. Однако вдруг оказалось, что в вопросе Сирии и войны с терроризмом Москва и Вашингтон, несмотря на разногласия, используют отдельный канал. Как выразился Путин, "…худо-бедно, но сотрудничаем в борьбе с терроризмом". А по поводу самих курдов достаточно метко выразился министр иностранных дел России Лавров: "Есть информация, что некоторые представители Сирийских демократических сил пытаются делать ставку на то, что США обеспечат им квазигосударственную автономию на территории Сирии". Однако это уже относится к теме подлогов и провокаций, которыми занимаются США. Об этом – в следующий раз…