Без секса и еды: чем пример индейского племени может помочь армянским студентам

© Sputnik / Aram NersesyanАкция протеста против министра образования, науки, культуры и спорта (8 ноября 2019). Еревaн
Акция протеста против министра образования, науки, культуры и спорта (8 ноября 2019). Еревaн - Sputnik Армения
Подписаться
Колумнист Sputnik Армения обратился к протестам студентов по поводу намерения исключить из списка обязательных вузовских предметов для непрофильных специальностей дисциплин "Армянский язык" и "История Армении".

Как долго студенты, сидящие возле здания министерства образования, науки, культуры и спорта Армении, смогут продолжать акцию протеста, сказать трудно. Первые утренние заморозки — лишь начало грядущего похолодания. Ищем ответ не только в метеосводках — берем шире, смотрим глубже, вспоминаем протестные движения, приведшие (или не приведшие) к результату.

Араик Арутюнян - Sputnik Армения
Вот в чем весь сыр-бор: Араик Арутюнян встретился с преподавателями ЕГУ

Первую акцию протеста на территории современных США и Канады организовали женщины племени ирокезов. Они потребовали запрета войн с другими племенами, а также права выбирать и прогонять вождей. Методы воздействия ирокезских дам решительно отличаются от тех, которые используются сегодня в Ереване: жены отказались заниматься сексом с мужьями и решили не передавать мужчинам мокасины и еду для военных походов. В начале семнадцатого века это сработало — протестантки своего добились.

Еще из древности седой. 1726 год, на этот раз Индия. Крестьяне княжества Джодхпур вышли в лес и обняли деревья, считавшиеся священными. Между тем, их собирались срубить и отправить на строительство нового дворца махараджи. Акция неповиновения обошлась дорого — были убиты триста шестьдесят три человека, но сказать, что жертвы были напрасными, тоже не так. Махараджа оказался человеком с совестью, узнав о протесте, он распорядился остановить вырубку леса и освободить деревни от поставок древесины дворцу.

Скандальный проект Минобрнауки: Араик Арутюнян готов вести диалог со всеми>>

Три обычных американских кафе образца шестидесятых годов прошлого столетия. Сто двадцать чернокожих студентов каждый день приходят сюда и садятся за столики. Всех обслуживают, чернокожих — нет. Но они продолжают сидеть. И день, и два, и три месяца подряд, отстаивая свое право на равное обслуживание. И вот наступил день, когда владельцы кафе отказались от расовой дискриминации. Студенты победили!

…Ереванские студенты сидят у министерства уже больше десяти дней и требуют отставки главы ведомства Араика Арутюняна, который точно не уйдет. Потому что уйти или остаться зависит не от него — тут последнее слово за премьер- министром. Премьер Никол Пашинян министра Арутюняна не тронет, а министр со студентами не встретится.

Тут трудно не согласиться с резонным доводом правящего блока "Мой шаг": студенты будут говорить не о качестве образования или буксующей реформе, где есть поле для обсуждения, а покажут министру рукой на дверь, но они и так больше десяти дней на нее показывают.

Совещание по законопроекту о высшем образовании и науки и предлагаемых изменений во главе с премьер-министром Николом Пашиняном (18 ноября 2019). Еревaн - Sputnik Армения
"Повиснуть камнем и утянуть на дно не получится": Пашинян о реформах в сфере образования

И что? Тупик? В смысле решения вопроса всепогодным сидением на ступенях у входа в министерство, то да, если же сменить подход и взять шире, то есть повод для раздумий. Например, об уместности заявлений министра типа: "Мусорные баки, которые они притащили, я заполню уголовными делами и отправлю обратно".

По такой формуле общий знаменатель не найдется никогда, между тем его поиск возможен только при встречном движении. В ином случае сидячее пикетирование может поднять на ноги намного больше представителей молодежи и не очень молодых людей.

...В 1977 году в Буэйнос-Айресе женщины повязали головы детскими пеленками и сели на главной площади города вязать. Их было всего четырнадцать. Женщины требовали информации о судьбе своих детей, пропавших во время террора военной хунты.

К концу года матерей стало уже сто пятьдесят. Они выходили на площадь каждый четверг. В 1983 году движение насчитывало уже пятьдесят тысяч человек, а к лозунгам прибавилось требование выборов.

Под давлением протестующих выборы прошли, а матери получили информацию о пропавших детях – их было девять тысяч.

Лента новостей
0