ЕРЕВАН, 27 ноя – Sputnik. Несколько десятков импортеров машин провели акцию протеста перед зданием Комитета госдоходов Армении, фактически перекрыв движение по улице Хоренаци в центре Еревана.
Очереди на таможне в Гюмри сократятся – Ананян назвал решение>>
Участники акции выдвинули несколько требований к Комитету госдоходов (КГД) и руководству страны в целом. Председатель ООО "Граница права", член Союза военнослужащих запаса, полковник в отставке Геворк Ованнисян заявил, что протестующие требуют встречи с руководством страны, чтобы лично выразить недовольство работой налоговой. В первую очередь их беспокоит перенос таможни в Гюмри.
"Таможня в Гюмри работает неэффективно. Почему машины частных предпринимателей должны доезжать до Гюмри, тем более, что например, компания "Апавен" этого не делает. Кроме того, таможня там не готова обслуживать такие объемы", — сказал Ованнисян.
Более того, по его словам, при разгрузке автомобили получают повреждения, так как процессом занимаются непрофессионально. Огромные пробки, есть проблемы с самыми элементарными санитарно-гигиеническими вопросами, нет туалетов.
"Мы говорим – используйте потенциал всех возможных таможен в Армении. Не нужно искусственно перемещать людей. Таможню в Норагавите (Ереван) закрывать нельзя, нужно использовать и другие терминалы", — отметил Ованнисян.
Второй вопрос – запрет на импорт праворульных автомобилей. В результате на смене руля, по его словам, зарабатывает Грузия. Причем эту работу, в основном, там выполняют местные азербайджанцы.
Импорт машин на автовозах в Армению: "растаможку" можно будет провести в Гюмри>>
В этих условиях, если в начале года стоимость замены руля справа налево стоила около 700 долларов, то теперь из-за запретов в Армении она растет и до конца года увеличится в два и более раза.
По подсчетам Ованнисяна, Армения потеряет на этом в этом году около 10 миллионов долларов. Вместо этого армянские власти могли бы позволить менять руль в одной из областей Армении, например, Тавуше – учитывая заявления правительства о необходимости равномерного развития регионов, отмечают участники акции.
По его словам, правительство и парламент не выполняют пункта Конституции об улучшении предпринимательской среды, обеспечения занятости - делают лишь наоборот.
"Пашинян, вспомни!" Автодилеры грозят блокадой Норагавитской таможни>>
"Получается, что даже занятые люди теряют работу", — сказал Ованнисян.
Третья проблема, по его словам, в том, что граждане Казахстана даже не приезжая в Армению "непонятно как" получают местную прописку и импортируют машины из Грузии и ОАЭ, обходя местные хозъсубъекты.
Еще одна проблема – это обратная сила изменений (приняты в 2018 году) в механизме расчета НДС. Если раньше НДС применялся к сумме без себестоимости машины, то теперь он применяется к сумме всей сделки.
"Сейчас есть 40 уголовных дел и еще около 300 административных дел на предпринимателей, которые совершили сделки в 2017-2018 гг. Мы обратимся в суд по сотне и более дел", — сказал Ованнисян.
В ходе его беседы с журналистами к протестующим вышла пресс-секретарь КГД Лусине Мкртчян, но разговор с протестующими не получился и она удалилась.
Ушлые "бизнесмены" в Гюмри придумали, как заработать на очереди в таможне - газета>>
Между тем один из импортеров Айказ Акопян пожаловался на неравные условия с иностранными гражданами, в частности, Казахстана.
От граждан Армении, по его словам, при растаможке требуют социальные, ID карты, вместо этого граждане Казахстана спокойно за 5000 драмов (около 10 долларов) получают прописку у какого-либо армянина, и без всяких дополнительных бумаг проводят растаможку и дальнейшие сделки.
"Надеемся на то, что не будет снега, и мы сможем доехать до Ленинакана (прежнее название Гюмри, ред.) на лысых покрышках купленных машин. Но плюс к этому видишь, что в очереди половина казахстанцы, которым не нужно никаких соцкарт, за которыми мы опять стоим в очереди", — с недовольством говорит Акопян.
Таможенный бум в Армении: как люди пытаются подзаработать под кредитным гнетом - видео>>
Ситауция абсолютно не нормальная, отмечает он, указывая на то, что в любой стране для местных всегда устанавливается меньший объем выплат, чем для иностранцев — "даже в зоопарке, но не в Армении".
Другой импортер, который представился как Ваге, пожаловался Sputnik Армения на то, что машины на таможне не охраняются, нет стены, ночью их могут легко ограбить.
"Более того, дорога в Гюмри ужасна. Если ты захочешь оттуда привезти на прицепе – это дополнительный расход в 70 тысяч драмов (более 135 долларов). Как это все объяснить?" — задается вопросом Ваге.
Он удивляется: когда был объявлен тендер на организацию разгрузки автомобилей в Гюмри, никто об этом не знал. Во время разгрузки машины ломают, повреждают, а грузчики только учатся, как это делать.
В ходе митинга выяснилось, что с протестующими готов встретиться замглавы Комитета госдоходов Армении Рафик Машадян. На вопрос Sputnik Армения, готовы ли они с ним встретиться протестующие заявили, что решить вопрос может только Никол Пашинян, во время отдельных встреч КГД их "уже не раз обманывал".
Армения и "Верхний Ларс": как работает самый загруженный КПП России>>
Протестующие связались с и.о. начальника Полиции Арманом Саркисяном, который также выразил готовность принять участие во встрече автоимпортеров с руководством КГД, если будет присутствовать и Пашинян.
В ходе акции завязалась небольшая и короткая потасовка (толкотня и словесная перепалка). Продолжения она не имела.
Участники митинга уверены, что вопросы может решить только Никол Пашинян, который сейчас находится в Кыргызстане. Они утверждают: акции будут носить продолжительный характер, и в следующий раз на улицы выйдет намного больше народа.
Отметим, что КГД заявило о полном переносе в Гюмри процедур по растаможиванию тех автомобилей, которые завозятся в республику через северные таможенные пункты – Баграташен, Гогаван и Бавру.