ЕРЕВАН, 28 ноя — Sputnik. Преимуществами Армении в транзите грузов могут стать трасса Север-Юг и легкость процедур на таможне. Об этом заявил в беседе со Sputnik Армения председатель Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия.
Скоростную трассу вокруг Еревана сдадут в 2021 году: мэр открыл один из участков стройки>>
Тем не менее, напомнил он, нужно учесть, что возможности транзита ограничены: многие грузовики из Ирана в Европу (и обратно) едут через Турцию. Если в Армении бетонную дорогу еще не построили, то в Турции уже давно есть современные магистрали. Но у Армении есть другое преимущество: среди транспортников региона армянская таможня известна четкостью работы.
"Грузовик едет там, где проще. И часто транспортники предпочитают даже более длинный маршрут, но с более простым переходом через границу. Благодаря этому какой-то транзит и сейчас проходит через Армению в Иран. У вас сложные географические условия, но таможенники ведут себя намного лучше, чем в ряде других стран", — отметил Ципурия.
Иначе отправлять грузовики через Турцию значительно удобнее, и большинство выбирает именно этот маршрут. Здесь, однако, остается два вопроса. Во-первых, грузовики между двумя странами ходят в пределах квот, хотя их нехватки до сих пор не ощущалось. Но есть и более серьезный вопрос, связанный с безопасностью машин, учитывая не всегда спокойную обстановку на востоке Турции.
Сейчас проезд сравнительно безопасен, но несколько лет назад здесь нередко нападали на фуры, а иногда даже поджигали (хотя затем турецкие страховые компании возмещали ущерб). В Армении же "разбойников на больших дорогах" не было никогда.
Для упрощения процедур на армянской таможне остается еще один шаг: наладить с грузинскими коллегами обмен информацией о товарах, пересекающих границу, тогда один и тот же груз будут проверять дважды только в самых сложных и сомнительных случаях. Затягивать с этим не стоит, потому что с Турцией такая система в Грузии уже налажена.
"С Турцией наши таможенники уже наладили такую систему и уже дошли практически до совместного контроля", — заметил Ципурия.
Так или иначе, трасса Север-Юг ускорит проезд через Армению и, возможно, в каких-то пределах может привлечь новый транзит. Но по чисто объективным причинам, эти возможности ограничены, заметил эксперт.
Почему на коридор "Север-Юг" тратились огромные суммы? Минтранс Армении недоумевает>>
Магистраль Север-Юг должна пройти от иранской до грузинской границы Армении, с юга на север. Длина дороги сократится с 556 до 490 километров. Сократится и время в пути, так как на новой трассе повысится разрешенная скорость. Пока финансирование найдено для 160 километров дороги. После смены власти в республике правоохранители завели несколько уголовных дел по финансовым махинациям в ходе строительства.