Лишь на одной из десятка могил рядом с Одзунским монастырем лежат цветы. На камне выбито имя "Анна Абешян". Большая редкость в ряду могил священников-мужчин увидеть могилу женщины, которую ничто не связывало с церковью: она не была ни монахиней, ни женой священника. Однако местные полюбили Абешян так сильно, что после ее смерти решили причислить женщину к лику своих святых - Анна была для местных кем-то вроде матери Терезы.
Анна Абешян - дочь датской миссионерки Марии Якобсен, которая во время резни армян отправилась в Османскую империю, работала там в сиротских приютах и благотворительных учреждениях. С 1922 Якобсен помогала армянским беженцам в Ливане, а в скором времени открыла приют под названием "Птичье гнездо". Много лет спустя - в 1960, по ее желанию женщину похоронили во дворе приюта.
Где именно родилась Анна Абешян - неизвестно. Есть разные мнения: кто-то уверяет, что ее Мария Якобсен удочерила еще в провинции Харберд в Османской империи, кто-то считает, что она нашла сиротку уже в Ливане, а кто-то считает, что Анна была родной дочерью незамужней Якобсен. Правду мы уже вряд ли узнаем. Неизвестно также: научилась Анна милосердию, или оно было у нее в крови. Анна была единственным ребенком Марии Якобсен, однако та растила ее наравне со всеми сиротами приюта. Сиротки называли Якобсен "мамой", а других нянь и сестер милосердия приюта - "майрик" ("мама" на армянском).
О жизни Анны до переезда в поселок Одзун Лорийской области известно очень мало. Она вышла замуж за армянина Овакима Абешяна. Пара прожила несколько лет в Европе, потом во время очередной волны репатриации в 1940-х годах они решили переехать жить в Армянскую ССР. Дочери Марии Якобсен как-то посоветовали: "Иди в село, избегай городов".
Возможно, этот совет спас ей жизнь, так как, засветись она своей активной гражданской деятельностью в Ереване или в другом городе, ее могли ждать либо тюрьма, либо сибирские лагеря.
Абешяны поездом добрались в Армянскую ССР, где они сошли чуть ли не на первой станции, которая до сих пор носит название монастыря - "Санаин". В селе Одзун новых жителей даже не заметили, они выбрали скромный дом на окраине большого села.
Однако им суждено было стать здесь героями и всеобщими любимцами. Познакомившись с бытом местных жителей, Анна заметила, насколько устают женщины от тяжелой работы и домашних хлопот. В селе действовал единственный детский сад, в котором не хватало мест для всех детей большого села, и куда принимались дети старше трех лет. Анна решила открыть детсад под крышей собственного дома. Скоро молва о "домашнем детсаде" Абешянов прошла по всему Одзуну, и множество детишек стали посещать дом четы каждый день. Она не просто занималась с детьми, но и бесплатно кормила и одевала их.
После землетрясения 1988 года в селе Одзун построили новый детский сад, который назвали в честь Анны Абешян. Здание детского учреждения находится на той же улице, где проживала Анна – там, где был основан ее детсад. Заведение действует до сих пор, его посещают дошкольники от 3 до 5 лет. В селе есть два детсада.
"Это не война, а намного страшнее...": об иностранках, спасавших сирот во время Геноцида>>
Дом Абешянов в настоящее время находится в обветшалом состоянии. У четы родились три ребенка - Рубен, Сильва и Софи, которые разъехались кто куда: в Ереван и в Европу. В 2010 году Софи Абешян подарила Музею-институту Геноцида армян в Ереване личные вещи матери, среди которых были и вещи Марии Якобсен.
Анна и Оваким Абешяны умерли с разницей в тридцать лет. Мужа похоронили рядом с Анной - во дворе Одзунского монастыря. Над их могилами склоняются ветви единственных деревьев во дворе монастыря.