Официальная Анкара сочла признание Сенатом США Геноцида армян позорным решением, назвав это местью Вашингтона за турецкую военную операцию в Сирии.
Можно предположить, что Турция в своих отношениях с Америкой теперь будет действовать по принципу "око за око", хотя было бы правильнее видеть в произошедшем сигнал действовать разумно и пойти по единственно верному пути.
Этот путь не нужно искать, он проложен уже давно, правда, в других координатах (в географическом плане), но здесь главное – не местоположение на карте, а мораль и решимость.
О чем или, точнее, о ком идет речь? О канцлере Германии 70-х годов Вилли Брандте. Немцы проклинались евреями не меньше, чем турки – армянами. И там, и там было за что. Но вот приходит к власти в Германии умный и совестливый немец, понимающий, что народы обречены на вечную взаимную ненависть, если не попытаться найти взаимопонимание.
В 1970 году канцлер совершает визит в Варшаву и делает то, что взволновало всех. Затем, весь мир обошла и заставила говорить о себе знаменитая фотография.
Перед памятником героям и жертвам восстания в еврейском гетто Варшавы застыл коленопреклоненный канцлер ФРГ Вилли Брандт. Застыл в знак покаяния немцев. Этот беспрецедентный поступок никого не оставил равнодушным. Газета "Таймс" назвала Брандта человеком года, а уже в следующем году он стал лауреатом Нобелевской премии мира.
"Аплодирую знаковому решению Сената": кандидат в президенты Байден о резолюции по Геноциду>>
Брандт – первый канцлер ФРГ, посетивший Израиль. Этот визит был непростым. И как когда-то в Варшаве, канцлер вновь делает жест, взбудораживший всю страну. Он приходит в Яд ва-Шем (Мемориальный комплекс истории Холокоста – ред.) даже не в кипе, а в шляпе, которую носят ортодоксальные евреи. Раскрывает Книгу псалмов и читает вслух строки: "Мы совершили грехи и преступления. Боже милосердный, прости нас".
Брандт покорил сердца многих израильтян, но не только. Первым долгом он хотел помочь своему народу преодолеть недавнее прошлое. Находясь еще в Варшаве, канцлер сказал: "Нет народа, который мог бы скрыться от своей истории".
А знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный говорил, что "чувство покаяния и чувство вины — это то чувство, которое отличает человека от животного, а нравственного человека от безнравственного".
Дипломатия дипломатией, но есть случаи, когда надо суметь посмотреть в глаза и сказать правду. На днях ее высказал сенатор-демократ Роберт Менендес.
"Геноцид имел место, и Турция была его исполнителем. Я говорю всем своим друзьям и коллегам, что геноцид — это геноцид. У наших сенаторов должна быть смелость, чтобы сказать это прямо, ясно и безоговорочно", - сказал он на заседании Сената.
Турция – угроза для Армении и стран региона: Пашинян о признании в США Геноцида>>
Турецкие лидеры ничего подобного не говорят. Границу с Арменией держат на замке, живут без своего посольства в Ереване и встреч на высшем уровне, обвиняют соседей в искажении исторической правды. То есть, то, о чем говорим не мы, а Роберт Менендес, якобы выдумки.
"Убийства совершались топорами, ножами, лопатами и вилами. Это было похоже на бойню. Младенцев разбивали о камни на глазах их матерей. Ясно, что конечной целью Турции было уничтожение армянского народа", - сказал американский политик, и он знал, что говорил.
Что дальше? Соседствовать с Турцией нам не век, не два и не три, а вечно. Вопрос в том, смотреть ли друг на друга, как на врагов, и дальше, или выбрать другой путь.
Представим себе такую ситуацию: набравшись мужества и здравомыслия, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган публично приносит извинения за причиненное его предшественниками зло и предлагает закрыть трагическую страницу. Не думаю, что такой шаг армяне не поймут и не примут. И не только армяне.