Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО
Насыщенный, но не переломный год
Уходящий год в истории Армении трудно назвать переломным. Новых революционных потрясений в стране не случилось, как и не было системных попыток пересмотра того статус-кво, который сложился после прихода к власти Никола Пашиняна. Хотя на нагорно-карабахском направлении временами и отмечалась интенсификация переговорного процесса, прорывов по-прежнему не зафиксировано.
Внешнеполитическая линия Еревана также не претерпела существенных изменений. Наряду с развитием конструктивных отношений по всем возможным азимутам (Грузия, Евросоюз, США, Иран), российская доминанта сохранилась, сколько бы ни говорили о прозападном окружении главы армянского правительства. Одна военно-гуманитарная миссия в Сирии многого стоит!
Конечно, для всего армянского мира (как внутри Армении, так и в диаспоре) признание двумя палатами американского Конгресса трагических событий в Османской империи в начале ХХ столетия как геноцида имеет огромное эмоционально-психологическое значение.
Но за рамками исторических символов видно, что решение конгрессменов и сенаторов относится, скорее, не к 1915, а к 2019 году, и связано не столько с восстановлением исторической справедливости (вопрос о признании ставился в США многократно и всякий раз пересечение "красных линий" откладывалось), сколько с резким ухудшением американо-турецких отношений.
Сделают ли резолюции Конгресса Турцию более уступчивой в вопросах открытия сухопутной границы с Арменией или менее зависимой от азербайджанского фактора (как внешнеполитического, так и внутреннего)? Риторические вопросы. Тем более, что и в Вашингтоне пока никто не собирается делать окончательного выбора между Ереваном и Баку.
"Сдача земель" в Карабахе: власть и оппозиция набирают очки в старой игре>>
И, тем не менее, уходящий 2019 год был для Армении насыщен интересными событиями. В этой республике уже создано немало прецедентов для всего постсоветского пространства. И она продолжает это делать.
Только здесь ушедший в отставку президент попытался после десятилетней паузы вернуться во власть в качестве лидера оппозиции. Долгие годы в Армении, сменяя друг друга, мирно сосуществовали несколько глав государств. Но сейчас именно здесь два экс-президента обвиняются в совершении уголовных преступлений.
В 2019 году премьер-министр Армении объявил о "втором этапе революции", анонсировав масштабную судебную реформу. Были также более чем четко обозначены такие приоритеты, как установление более плотного контроля Еревана над Степанакертом. И в этом плане лозунг "Карабах – это Армения" – это сигнал не только Баку и международным посредникам, но и армянским политикам.
В 2019 году новая власть столкнулась и с проявлениями недовольства, как на элитном уровне, так и на уровне рядовых граждан. Постепенно эйфория от "бархатной революции" проходит, на первый план выходят претензии уже к новой власти, вынужденной принимать подчас непопулярные решения.
Консолидация власти и первые признаки недовольства
Можно ли говорить о том, что команда Пашиняна справляется с поступающими вызовами? Ответ на этот вопрос чреват эмоциональными оценками. Особенно для тех, кто вовлечен в армянскую политику.
Между тем, для объективного понимания происходящего необходима определенная отстраненность от событий. Как бы мы ни воспринимали шаги Пашиняна, на сегодняшний день более или менее очевидно следующее. За год, прошедший после смены власти в Армении, новой властной команде удалось значительно переформатировать внутриполитической ландшафт республики. В правительстве, парламенте, мэрии и Совете старейшин Еревана доминируют сторонники Пашиняна.
Старые политические силы, включая прежнюю "партию власти" (республиканцев), в значительной мере дезориентированы, находятся в поисках своей ниши. Не исключено, что таковая будет найдена. Но на это потребуется время.
Пока же новая власть показала способность к консолидации. Ей удалось избежать масштабных расколов в своих рядах. Отдельные представители команды Пашиняна покидали ее. Самой резонансной в этом ряду стала отставка с поста руководителя Службы национальной безопасности Артура Ванецяна, которая пока что не имела значительных последствий. Не исключено, что в скором будущем мы услышим о новом политике, который будет апеллировать не к прошлому, а к «иному будущему». Но пока что речь можно вести лишь о потенциальной заявке.
Три тренда во внутренней политике
Среди наиболее важных внутриполитических трендов года мы можем назвать, как минимум, три. Первый – это попытки установления контроля новых властей над судебной системой страны. Сказать, что на этом направлении Пашиняна ожидал триумф, нельзя. Для успешного наступления здесь у него имеется несколько препятствий. Главное из них – невозможность радикальных кадровых перемен по причине отсутствия достаточного количества профессионалов внутри страны.
Между тем, импортирование судей для "переходной системы" из-за рубежа чревато проблемами в отношениях со стратегическим союзником – Россией, справедливо видящей в этом укрепление позиций геополитических оппонентов. Как следствие, переход от кавалерийских атак к позиционной борьбе. Но сама стратегическая задача по гомогенизации (создание устойчивой во времени однородной структуры – ред.) политического пространства (и судебная система в этой логике видится не как орган по установлению справедливости, а как лояльный инструмент властей) сохраняется.
Второй тренд – это продолжение "расчета с прошлым". Наряду с уголовным преследованием экс-президента Армении Роберта Кочаряна, открылось дело против его преемника Сержа Саргсяна. И если в первом случае акценты делались на политических аспектах (трагедия 1 марта 2008 года), то во втором – на коррупционную составляющую. Ведь именно под лозунгом борьбы с коррупционерами Пашинян вошел во власть.
Таким образом, 2019 год укрепил тенденцию, начатую сразу же после революции: мириться с предшественниками новая команда не желает.
КС Армении между двух огней: власти на "добровольчестве" не остановятся>>
Тем самым создается опасный прецедент на будущее. В случае утраты массовой общественной поддержки у Пашиняна лично, а также его сторонников мало шансов спокойно покинуть свои посты. Во многом в Армении воспроизводится грузинский кейс. Бидзина Иванишвили в свое время также радикализировал своих оппонентов. И угроза их гипотетического возвращения заставляет его действовать все жестче, но уже при отсутствии высокого, как прежде, уровня поддержки со стороны населения.
Третья тенденция – формирование общественного недовольства уже новой властью. История с Амулсарским золоторудным месторождением стала "первой ласточкой" на этом пути. Данная проблема, справедливости ради, досталась нынешнему кабинету министров по наследству от предшественников. Но бремя решений теперь на команде Пашиняна.
Нет необходимости пересказывать все события вокруг Амулсара. Зафиксируем лишь, что она стала первым серьезным проявлением общественного недовольства властью, поднявшейся на волне "бархатной революции".
Осенью 2019 года обозначился и новый "узелок" проблем – образовательная реформа (она ставит изучение армянского языка и истории на усмотрение руководства высших учебных заведений). И если в первом случае причины недовольства носят отчетливо социальный характер, то во втором речь о преимущественно студенческом протесте под лозунгами противодействия "антинациональным устремлениям". Пока все эти выступления разрознены, лишены общей идеологической основы, не имеют ярких лидеров. Но новая власть, показавшая высокую эффективность в завоевании кабинетов, постепенно утрачивает монополию на улицу. И это также важный итог уходящего года.
Преемственность внешнеполитической линии
Армянская политика зачастую носит парадоксальный характер. И в 2019 году мы увидели масштабные изменения внутриполитического ландшафта, в то время как внешнеполитический вектор в целом сохранился в неизменном виде.
Да, Пашинян демонстрировал свой интерес к развитию отношений с ЕС (в этом плане особо отметим его визит в Берлин). Но в то же время он неизменно подчеркивал, что не собирается жертвовать стратегическими отношениями с Россией ради успеха на западном направлении. По количеству встреч с первыми лицами России, а также визитов в Москву Пашиняна и ключевых министров его правительства (глав МИД и Минобороны – Зограба Мнацаканяна и Давида Тонояна) новая властная команда Армении обошла старую.
Время от времени в отношениях между Москвой и Ереваном возникали тени прошлого (самая известная история – это мемориализация Гарегина Нжде). В этом контексте стоит иметь в виду, что данный сюжет также остался Пашиняну в наследство от прежней власти. Первые системные шаги по введению Нжде в пантеон национальных героев, а также принятие идеологии "Цехакрона" были предприняты во времена правления Саргсяна тогдашней правящей партией.
Пашинян на встрече с Лавровым: отношения между Арменией и Россией стали динамичнее>>
Как бы то ни было, а в 2019 году Армения первой из стран-членов ОДКБ инициировала размещение гуманитарной миссии в Сирии, пойдя тем самым наперекор мнению Вашингтона, который не скрывал своего недовольства этим шагом. В этом же контексте следует рассматривать и армяно-иранские отношения. Двухдневный визит Пашиняна в Тегеран в феврале 2019 года был призван активизировать двусторонние контакты.
И хотя сегодня официальные представители Армении много и охотно комментируют две резолюции Конгресса США о признании Геноцида армян в Османской империи, их собственный вклад в эти решения не столь велик. Стечение различных обстоятельств на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье, среди которых – ухудшение отношений Турции с США и Израилем, кризис в отношениях Анкары с ЕС и НАТО ускорили принятие упомянутых документов.
Впрочем, это не отменяет и активных усилий армянского лобби, и возможных попыток властей Армении воспользоваться имеющейся ситуацией.
Однако США пока не готовы предложить Еревану некий альтернативный пакет по безопасности, который бы был принципиально эффективнее того, что уже обеспечивает Россия. От военно-технической кооперации до переговорного процесса по Карабаху. И в этом плане, несмотря на внутриполитические ветры перемен, внешняя политика новой Армении во многом продолжает старую линию. Какие бы личные отношения ни разделяли Никола Пашиняна с Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном.