Андрей Арешев, главный редактор сайта "Кавказовед", эксперт Фонда стратегической культуры – для Sputnik Армения
Этой осенью Армению посетила делегация журналистов ведущих российских СМИ. В ходе многочисленных встреч в Ереване и за его пределами активно обсуждались как актуальные вопросы двусторонних отношений, так и ситуация в регионе. Премьер-министру Пашиняну задавались не вполне удобные вопросы, и это можно характеризовать вполне позитивно, как и регулярное общение с российскими журналистами в целом. Постепенный переход от "дипломатии тостов", при которой имеющиеся проблемы тщательно загоняются под сукно (но от этого не перестают существовать), к содержательному их обсуждению и выработке адекватных рекомендаций позволяет сохранить в двустороннем диалоге позитивную динамику и смотреть в будущее с умеренным оптимизмом.
Тренд на интеграцию – это не лозунг
В Москве внимательно присматривались к новому премьер-министру, а в особенности – к его окружению (с заметным присутствием сотрудников фонда Сороса и прочих трансграничных организаций, имеющих обыкновение вмешиваться во внутренние дела суверенных государств).
Однако реальный ход событий оказался не таким, как виделось алармистам, предсказывавшим скорый "разворот Еревана на Запад". Как отмечают эксперты Российского Совета по международным делам, "стратегический характер союзнических отношений России и Армении находит свое выражение не только в сотрудничестве, но и в интеграции в области экономики и безопасности. Данный тренд имеет глубинные основания, и дискуссии о необходимости корректировки имеющегося курса в принципе отсутствуют как в Москве, так и в Ереване. Разного рода спекуляции со стороны заинтересованных лиц, которые не руководствуются государственными интересами, относительно ревизии союзнического характера отношений в области безопасности не являются состоятельными".
И это – отнюдь не абстрактные лозунги, а практическая политика. Так, в феврале 2019 года в Сирийскую Арабскую Республику отправилась группа специалистов Вооруженных Сил Армении по гуманитарному разминированию, медицинского персонала и сотрудников, обеспечивающих их непосредственную безопасность. Соответствующее решение было принято в полном соответствии с резолюциями Совета Безопасности по Сирии 2018 года, а также с учетом письменных обращений Дамаска и наличия в Алеппо многочисленной армянской диаспоры. Заметим, что Армения оказалась единственной страной в ОДКБ, поддержавшей Москву в столь важном для российской внешней политики вопросе не только словом, но и делом. Отправка армянской гуманитарной миссии в Сирию вызвала откровенное раздражение в Вашингтоне и противодействие со стороны радикальных русофобских кругов, остающихся крайне маргинальными.
В начале июня в ходе очередного заседания армяно-российской межправительственной комиссии были подписаны соглашения по поставкам из России в Армению продукции военного назначения. Участие кавказской страны в ОДКБ позволяет получать продукцию российского ОПК на условиях преференций. В начале 2020 года ВВС Армении пополнят 4 российских многоцелевых истребителя Су-30СМ, а в перспективе – еще 8 машин.
Важным элементом двустороннего военно-политического сотрудничества является расположенная в Гюмри 102-я российская военная база. В конце октября, после посещения этого военного объекта министром обороны России Сергеем Шойгу, стало известно об увеличении ее оснащенности и боевого потенциала почти в два раза.
Поступление на вооружение новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники будет способствовать военно-политической стабильности на Кавказе и на Ближнем Востоке. Местные недоброжелатели (на западные финансовые средства) попытались дискредитировать российское присутствие в Армении с использованием карты "прав человека", но опять-таки особого успеха не имели.
В июне Никол Пашинян принял участие в экономическом форуме в "северной столице" России, на полях которого прошли его переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Очередной раунд двусторонних консультаций высшего уровня состоялся в начале октября в Ереване, и это – не считая серии телефонных переговоров. В августе в Ереване побывала делегация Совета безопасности РФ во главе с Николаем Патрушевым, в ходе которой, по мнению некоторых наблюдателей, обсуждался и вопрос о поставках оружия в третьи страны.
Вопреки ожиданиям, в ходе недавнего визита в Ереван министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова не был подписан меморандум о допуске российских специалистов в построенные при участии Пентагона на территории Армении биобактериологические объекты. Согласно официальной информации, переговоры завершены, и документ, призванный стать модельным для других государств ОДКБ и СНГ, проходит межведомственное согласование. В Москве надеются на подписание меморандума в ближайшем будущем, что позволит расширить двустороннее сотрудничество в сфере биологической безопасности.
Конечно, в условиях тесного переплетения политических и экономических интересов первые лица не в состоянии решить абсолютно все проблемы двусторонних отношений, в том числе – и весьма чувствительные. Сохраняющаяся в Армении внутриполитическая турбулентность, наличие во властной команде различных "групп по интересам", разнонаправленные внешние импульсы негативно сказываются на урегулировании ряда важных вопросов. Так, в беседе с российскими журналистами Пашинян упомянул о "паре вопросов", которые было бы желательно решить до конца года. Речь идет, в частности, о расценках на российское "голубое топливо", а также о патовой ситуации вокруг Южно-Кавказской железной дороги, работа офиса которой оказалась в значительной степени парализованной.
ЕАЭС: плюсы и минусы
Комментируя возможное присоединение Армении к Европейскому союзу (о котором любят посудачить "пикейные жилеты", как будто Брюссель "восточных партнеров" туда приглашает), Никол Пашинян в беседе с российскими журналистами заявил: "…в нашей повестке такого вопроса нет, потому что мы – члены Евразийского экономического союза. Невозможно одновременно быть и членами ЕАЭС и членами ЕС".
В уходящем году Армения председательствовала в Евразийском экономическом союзе. И преимущества от участия в ЕАЭС для Армении, демонстрирующей в 2019 году относительно высокие темпы роста, явно превышают возможные издержки. По оценке академика РАН Сергея Глазьева, за минувшие пять лет ВВП Армении вырос на 34%, инвестиции – на 57%, экспорт из страны увеличился на 67%, в то время как импорт – на 14%.
При неисчерпанном потенциале роста торговли Армении со странами ЕАЭС коммуникационные проблемы на контрольно-пропускном пункте Верхний Ларс – Нижний Зарамаг на российско-грузинской границе приходится, как и ранее, решать в оперативном порядке. Министр территориального управления и инфраструктур Армении Сурен Папикян заявил о возможной покупке двух паромов, при помощи которых можно было бы торговать с Россией морем, в обход подверженного капризам погоды горного перевала Верхний Ларс. Будем надеяться, что здесь обойдется без привходящих факторов политического и геополитического характера…
Турция и Карабах – постоянные сюжеты
Отсутствие прогресса в армяно-турецких отношениях и карабахский вопрос – неизменные сюжеты двусторонних российско-армянских внешнеполитических консультаций. Не будучи эксклюзивным игроком на ниве карабахского урегулирования, Москва продолжает политико-дипломатические усилия для компромиссного решения конфликта. Однако позиции сторон остаются диаметрально противоположными, что еще раз подтвердили недавние переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Братиславе.
Как указывают эксперты, "компромисс по-азербайджански" сводится к отказу от претензий на территорию, объявленную "исконно азербайджанскими землями", в обмен на вывод армянских войск и возврат к границам Азербайджанской ССР. Именно эта "формула урегулирования" сейчас активно проталкивается через некоторые СМИ и социальные сети.
Выступая в Ереване на открытии выставки, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, глава российской дипломатии отметил "неоценимую роль армян в борьбе с нацизмом" и дал высокую оценку постоянного внимания в Армении к сбережению памяти о событиях той войны: "Многовековая дружба россиян и армян, закаленная суровыми военными испытаниями, остается залогом дальнейшего укрепления российско-армянского стратегического партнерства и союзничества на благо наших граждан, во имя безопасности и стабильности в Закавказье и в целом в нашем регионе".
Расширение актуальной повестки дня, дальнейшее насыщение ее конкретными проектами (в том числе ориентированными на третьи страны), качественное информационно-аналитическое и гуманитарное сопровождение, невосприимчивость к провокациям внешних и внутренних недоброжелателей – таковыми видятся основные пути укрепления российско-армянских отношений в динамично меняющемся мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.