Гюмри радует новогодними декорациями и иллюминациями. Из открытых дверей автомобилей, уютных кафешек и магазинчиков доносятся знакомые новогодние мелодии. Обидно, что снега нет. Но зато в самом центре, на площади Вардананц раскинулась рождественская ярмарка со всеми присущими ей атрибутами и большим количеством Дедов Морозов и Снегурочек.
Здесь же можно увидеть символ Гюмри – изящный фаэтон, запряженный двумя лошадьми, катает вокруг площади всех желающих.
Издалека вся эта картина напоминает нечто сказочное. Но, к сожалению, долго это ощущение длиться не может. Его очень круто разгоняют взрывы петард и прочих пиротехнических изделий. Вечером взрывы раздаются если не каждые пять, то каждые десять секунд точно.
С наступлением зимы детонации происходят по всему городу, из-за чего в праздничные дни часто можно услышать крики и даже ругательства тех, кто забав этих не разделяет и ненароком оказался в ненужном месте в ненужное время. Но на главной площади города при сильном желании из череды взрывов можно было бы сложить симфонию, ведь они почти не утихают. Тут и там стоят клубы густого дыма…
Опасливо оглядываясь по сторонам и втянув голову в плечи, пытаюсь немного прогуляться по ярмарке, где, кстати, большое количество детей. Родители фотографируют их на фоне декораций и покупают сладкую вату, которая в центре города на каждом шагу.
Не проходит и пяти минут как безумный крик молодого человека привлекает внимание буквально всех на площади. Кричит он нечто страшное: "Кто взорвал петарду во рту ребенка?". Непрерывно повторяя эту фразу, он бежит то к одному, то к другому, вглядываясь в лица. Пытаюсь понять, что произошло…
Мальчик лет семи-восьми стоит с салфеткой во рту, тут и там пропитанной кровью. При беглом взгляде на ребенка понимаю, что петарда все-таки не во рту у него взорвалась (близкий родственник пострадавшего, поднявший шум, по всей вероятности, не совсем понял, что произошло и впал в панику).
Петарда оказалась у ребенка под ногами, и ее осколок ранил мальчику подбородок.
Что-то очень тяжелое свалилось у меня с плеч. Тем не менее, хочу вызвать "скорую". Но мать ребенка говорит, что в этом нет необходимости.
- Слава Богу, обошлось. Но ведь этот осколок мог попасть ему в глаз. Даже страшно представить, - говорит она.
- Как же взрывчатка оказалась у него в ногах? - нетерпеливо спрашиваю я.
- Мы ничего не поняли, вероятно, кто-то проходил и подкинул.
Это надо же развлечение такое придумать – бросать петарды под ноги детям.
Максим – "герой" инцидента, оказался на редкость мужественным и, демонстрируя раненый подбородок, уверял меня, что ничуть не испугался. Но, глядя на ребенка, верилось в это с трудом…
Возвращаясь к машине, заткнула уши пальцами. И видимо не зря - совсем рядом залпы прогремели раз семь или восемь, хотя идти нужно было не более 50 метров.
Интересно, что именно эти – особо мощные взрывчатки стоят недешево. При этом продаются они вместе с другими некачественными пиротехническими изделиями, как и сладкая вата, на каждом шагу. Приобрести их может любой, независимо от возраста, а цена составляет около 1200-1400 драмов (почти три доллара). Учитывая количество взрывов, невольно удивляешься, откуда у людей на них берутся деньги...
Так и туристов, пожелавших провести новогодние каникулы, напугать можно. Словом, насладиться променадом по вечернему предновогоднему Гюмри, который пахнет сладкой ватой и неприятным едким запахом дыма от всевозможных взрывчатых изделий, не удалось.
***
Максим отделался небольшой ранкой, а вот Гаруш из Арташата менее месяца назад лишился большого и указательного пальцев правой руки. Средний же палец врачи буквально заново "собрали".
Ежегодно число таких случаев доходит до 10-15. В основном инциденты происходят перед Новым годом или сразу же после праздников. Чаще всего петарды взрываются в руках детей, в связи с чем приходится проводить ампутацию. Бывали случаи, когда ребенку отрывало запястье.
После случая с Гарушем министр здравоохранения Армении Арсен Торосян опубликовал рентгеновский снимок его руки и призвал родителей не покупать детям петард до тех пор, пока вопрос об ограничении продажи пиротехнических изделий не будет урегулирован на законодательном уровне.
А на днях министерство здравоохранения Армении на едином сайте правовых актов опубликовало законопроект, предусматривающий запрет на продажу взрывчаток. Проект вступит в силу только после того, как будет одобрен Национальным собранием, а пока бизнес на петардах в стране продолжает процветать.