Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Сконцентрировать внимание мирового сообщества на разбившемся лайнере, конечно, в интересах американцев. Тем более, что военные базы США были официально атакованы силами другой страны - не бандами, не террористами, не группировками различных направленностей, а конкретно иранским КСИР.
Ответственность перед родными погибших важна, но не для всех
Однако прежде, чем анализировать крушение украинского лайнера под Тегераном и давать хоть какие-то оценки, следует обратиться к моральному аспекту вопроса. Говорить о причинах трагедии, унесшей жизни 176 людей (пассажиров и экипажа) следует более чем осторожно. И уж ни в коем случае нельзя делать официальных заявлений должностным лицам.
Тем более, если нет на руках у заявителей какой-либо конкретики. К примеру, в виде фотографий, записей переговоров, донесений от спецслужб. В этом плане официальные лица из высшего эшелона власти США и их сателлитов (речь о Дональде Трампе, канадском премьере и руководителе украинской СБ) поступили, скажем так, спекулятивно.
В этой связи западными СМИ активно тиражируется видео. Насколько оно доподлинно, сложно утверждать.
Пассажирский самолет, подбитый в небе ракетой (уж тем более такой мощной, как, скажем, "Тор-М1"), взрывается и разлетается на куски. Ну или же, на крайний случай, начинает гореть. В видео же после взрыва ракеты быстренько все в небе гаснет, хотя есть и другие видео, и свидетельства очевидцев о том, что сверху падал огромный клубок огня. Даже работающие камеры сперва сильно освещались, и только потом фиксировали взрыв упавшего самолета.
А высокопоставленные чиновники позволили себе делать категорические заявления, не представляя никаких фактов – были лишь ссылки на некие "разведывательные сведения". Хотя можно быть уверенными, что будь такие реальные данные, то они были бы растиражированы в разы быстрее.
Нельзя гадать на кофейной гуще и провоцировать эмоции
Если же оставить в стороне моральные переживания, которыми политики себя особо не отягощают, то все равно остается главный вопрос – причина. Что могло случиться там, на высоте в две тысячи с лишним метров над землей? Просто пожар двигателя? Ракета ли поразила самолет на взлете? Произошло столкновение с беспилотником или же взрыв внутри самолета? Кому это могло быть выгодно в сложнейшей политической ситуации, в которой оказался Иран именно в этот день?
Бывший министр гражданской авиации Армении, летчик с многолетним опытом Дмитрий Атбашьян, например, говоря об этом типе самолетов, особое внимание обратил на то, что эта машина – одна из самых надежных в мире. И в то же время оговорился, что в последние годы производители слишком много внимания уделяли увеличению числа пассажиров, перевозимых самолетом.
Могло это пойти во вред безопасности и надежности узлов? Не исключено, ответил эксперт. Вспомнилась сенсационная публикация Русской службой BBC переписки сотрудников компании "Боинг". Они писали друг другу, что временно выведенный из эксплуатации лайнер 737 Max не пригоден к полетам, и сажать своих родных на него нельзя.
В данном случае речь идет о Боинге 737-800, а не о Боинге 737 Max (самолете убийце, снятом с эксплуатации), однако, как говорится, "осадочек то в любом случае остается". Тем более, что по словам того же Атбашьяна, сфера авиации никогда не предполагает стопроцентной, абсолютной гарантии от чрезвычайных ситуаций. "Случай, отказ" - так на профессиональном языке называют летчики подобные ЧП.
"Быть может, во время короткого технического обслуживания в Тегеране чего-то не досмотрели… Гадать можно бесконечно" - утверждает эксперт. Во всяком случае, пока не будут вскрыты черные ящики, советует он, нельзя предсказать ничего. Великолепный совет, в первую очередь, для президента США и премьер-министра Канады.
Бездоказательное, но политически оправданное заявление
Можно не сомневаться, что в этот день и в этот час все небо над Ираном и вся территория страны просматривалась, словно под микроскопом.
Во-всяком случае, в технической оснащенности Соединенных Штатов в этом плане никто не сомневается, верно? Зато с точки зрения глобальной политической составляющей, ситуация, которая сложилась вокруг катастрофы украинского лайнера, идеально подходит тем же американцам. Ведь так гораздо легче "впарить" новые, еще более жесткие (хотя, казалось бы, куда уж жестче) антииранские санкции.
Причем скорость, с которой Вашингтон, как говорится, "обратился к теме" обещанных санкций свидетельствует лишь об одном – американцы решили пойти на опережение, поскольку Иран в начале дня уже объявил, что организует расследование трагедии с привлечением всех заинтересованных лиц.
В Тегеране уже действуют украинские эксперты. В пути – канадцы, поскольку в катастрофе погибло 63 гражданина этой страны. Участвовать в расследовании будут и представители США, и представители концерна "Боинг"… Обо всем этом официально заявил Тегеран, равно как и о том, что в случае необходимости будут приглашены также и специалисты из России и Франции.
Однако следует понимать, что расследование может длиться достаточно долго (официально названы сроки – от 2 месяцев до года). И все это время тема (вероятно – фейковая) того, что украинский самолет сбит иранской ракетой российского производства, будет фигурировать в западных масс-медиа и в социальных сетях. Уж не этого ли и добивались те, кто изначально запустил этот месседж.