"Просто саботаж": кто в Армении хочет торпедировать международно признанный проект "Армат"

© Photo : provided by ArMathШкольная инженерная лаборатория ArMath города Иджеван
Школьная инженерная лаборатория ArMath города Иджеван - Sputnik Армения
Подписаться
Школьные инженерные лаборатории "Армат" действуют уже несколько лет, а 40% их выпускников, недавних школьников, уже работают.

ЕРЕВАН, 15 янв — Sputnik. Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении пытается сорвать проект школьного инженерного образования "Армат". Об том заявил в беседе с корреспондентом Sputnik Армения председатель Союза передовых технологий Армении (UATE) Карен Варданян.

Карен Варданян на Гала ужине и церемонии награждения участников форума WCIT 2019 (8 октября 2019). Еревaн - Sputnik Армения
Глава UITE обвинил Минобрнауки Армении в саботаже – министр ответил

Отметим после новогодних праздников между UATE и министерством развернулась полемика. Глава UATE заявил, что для школьных инженерных лабораторий "Армат" свернули финансирование. В министерстве опровергли эти заявления.

"Но по факту, в бюджете на 2020 год новое финансирование для проекта не выделено", - заявил Варданян.

В школьных кружках "Армат" изучают основы программирования и инженерии. Их финансировали правительство и предприятия UATE – компании по информационным технологиям и инженерии. Опыт проекта уже перенимают в Индии, Бангладеш, Монголии и Эфиопии.

UATE и правительство поставили цель — открыть такие лаборатории во всех армянских школах (в Армении и Карабахе), где учатся по 30 и больше учеников. Затем лаборатории начали открываться и в Джавахке (армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети в Грузии). В 2019 году число лабораторий дошло до 575. А в июле 2019 года была достигнута договоренность: в 2020-м поставить еще 650 лабораторий и завершить проект.

"Депутаты от парламентского большинства, блока "Мой шаг", заверяли нас, что все в порядке, финансирование будет. А потом выяснилось, что его нет. И мы поняли, что проект пытаются саботировать", - заявил Варданян.

В 2019 году правительство выделило дополнительные средства на проект, но в урезанном виде – только на оборудование, а не на переподготовку учителей и конкурсы для школьников. Из-за того, что средства выделили не с начала года, а по ходу, закупку пришлось провести спешно: 300 лабораторий открыли за два месяца. А на 2020 год средств не выделили совсем.

Встреча премьер-министра Никола Пашиняна с IT-специалистами (23 мая 2018). Еревaн - Sputnik Армения
В IT-выставке в Ереване примут участие компании из Сингапура и Тайваня — глава UATE

По словам Варданяна, в частных беседах министр образования Араик Арутюнян заявлял, что "Армат" – не единственно возможный проект технологического образования, рассматриваются и другие.

"Мы разработали эту программу несколько лет назад, когда никакой другой не было. Мы не виноваты, что за прошедшие годы никто, в том числе в министерстве, не составлял таких программ. А за эти годы мы набрали нужный опыт – как создавать такие лаборатории и какие там внедрять учебные программы", - добавил Варданян.

По сути, это единственная программа внеклассного инженерного образования для детей в обычных колах (если не считать школы с углубленной программой, типа Физико-математической специальной школы, "Кванта" или "Айба").

Армения значительно увеличит финансирование школьных инженерных кружков в 2020 году>>

Тем не менее, в 2019 году Евросоюз выделил Армении финансовую поддержку в размере 23 миллионов евро — на развитие научно-технического образования (STEM education). Половину этих средств выделили Центру креативных технологий "Тумо" на строительство нового корпуса, а другую половину – на разработку образовательных стандартов, добавил Варданян. На разработку этих стандартов не пригласили ни UATE, ни "Реальную школу" – никого из тех, кто имеет определенный опыт в школьной инженерии.

"Министр заявляет, что проекты должны получать средства не автоматически, а по конкурсу, чтобы отбирались лучшие. Только эти два проекта получили средства без всякого конкурса, а нам даже не сообщили, что распределяются средства, и не пригласили подать заявку", - добавил Варданян.

Нужно понять, почему средства тратятся таким образом и нет ли здесь осознанного саботажа, добавил Варданян.

Пресс-конференция и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна (20 ноября 2018). Еревaн - Sputnik Армения
"Прекратите эту практику, так нельзя": Пашинян разозлился из-за лабораторий "Армат"

Если министерство хочет, чтобы проект работал дальше, то в течение месяца нужно объявить конкурс на поставку оборудования в школы, добавил Варданян. Объем очень большой: семь тысяч компьютеров, 700 учебных станков с числовым программным управлением, столько же 3D-принтеров. Чтобы все успеть за год, нужно начать не позднее чем через месяц, заметил он.

"Если вы действительно хотите тендер, то и объявляйте его. Иначе выйдет, что все заявления о конкуренции — это пустые слова", - заявил Варданян.

Каждый год опоздания — это миллионы долларов ущерба, добавил он. Через пят-шесть лет (после института или даже еще студентами), "арматовцы" становятся готовыми специалистами, которые работают на экономику страны.

Одного павильона скоро будет мало: министр об инновациях армянских образовательных брендов>>

Например, в Ванадзорском технологическом центре одна из немецких компаний пригласила на работу нескольких 14-летних старшеклассников, которые занимаются 3D-моделированием и уже получают зарплату в 100 тысяч драмов. Даже это – серьезные деньги для города, где почти не работают советские промышленные предприятия.

То есть эти дети не будут уезжать отсюда в Ереван или Бог знает куда за границу , чтобы хоть как-то заработать. Надеюсь, что хоть на это в правительстве обратят внимание", - добавил Варданян.

Отметим, согласно исследованию аудиторской компании Grant Thornton, 84% выпускников курсов "Армат" поступили в вузы, почти 40% из них наряду с учебой начали работать, а 12% открыли свои стартапы.

Лента новостей
0